Повсюду гул голосов, стук тарелок. Завтрак в Ikea превратился в охотно посещаемое мероприятие и в российской столице. Средний класс Москвы, средний доход которого составляет, по официальным данным, около 12000 рублей (300 евро), а зачастую, благодаря конвертам с долларами из-под полы, - достигает западноевропейского уровня, наслаждается радостью потребления. Представители среднего слоя наряду с большими людьми из металлургического, нефтегазового бизнеса являются теми, кто выиграл от правления главы Кремля Владимира Путина.
Конечно, уровень поддержки его со времени переизбрания в марте 2004 года снизился на 20 процентов. Тем не менее, 'феномен Путина' продолжает существовать. Если правительство и парламент российский избиратель не особенно жалует, то к хозяину Кремля относится благосклонно. Если бы президентские выборы состоялись сегодня, то за него проголосовали бы 36 процентов его соотечественников. Но и с таким, уменьшившимся количеством сторонников президент безраздельно господствует на политическом поле, отрыв от слабых конкурентов велик. Лидер коммунистов Геннадий Зюганов получил бы четыре, национал-патриотический хвастун Владимир Жириновский - три процента. Таким образом, у главы Кремля, который, согласно конституции, не может занимать свой пост третий раз, нет конкурентов.
Как удается ему это в тот момент, когда на Западе, а также среди небольшого круга демократов в России усиливается критика стиля его руководства, когда его обвиняют в склонности к авторитаризму в политике и в экономике, к ограничению свободы средств массовой информации, а население, несмотря на видимый прогресс, остается многим недовольно? Нельзя не видеть, что личность Путина продолжает оказывать влияние на россиян. Выдающимися считают и хвалят его энергичность и волю. Он нужен как символ и гарант единства страны, как знак того, 'что жизнь когда-то войдет в нормальное русло', - считает Валерий Федоров, генеральный директор Института исследования общественного мнения ВЦИОМ. Путин для многих является фактором стабильности. Глава Кремля, говорит Федоров, -'светлый образ власти', которая, как известно, имеет и темные стороны. Однако с ними имя Путина связывают редко. Ошибки, недостатки в социальной сфере или внешнеполитические ошибки, такие, как усиливающаяся ориентация соседних республик СНГ на Запад, приписываются неспособным государственным чиновникам или иностранным заговорам. Образ президента остается незапятнанным, он отвечает за успехи.
Относительная стабильность, - даже если и основанная на авторитаризме, - означает для многих россиян часть качества жизни. После хаоса девяностых годов, вооруженного противостояния в столице, после террористических актов не только на Северном Кавказе, но и в самой Москве, после экономических и финансовых кризисов - страстное желание россиян спокойной жизни и стабильности почти осуществилось. Если Путин, реагируя на это, укрепляет свою президентскую власть, то это воспринимается как необходимое укрепление государства. 48 процентов его соотечественников воспринимают позитивно, когда продолжение реформ увязывается с усилением роли государства. Только десять процентов хотят меньше дирижизма. Находит также понимание то, что президент 'слишком сильно', ограничивает демократию, которая, по мнению опрошенных, является виной хаоса в прошедшем десятилетии. Путина заставляет сосредотачивать право принимать решения в своих собственных руках или в руках его администрации не обязательно жажда власти. Скорее, - недоверие ко всему, которым пропитаны стены Кремля. Его представления о мире требуют полного контроля: над демократическими институтами, общественными организациями и партиями, над стратегическими сырьевыми ресурсами и крупными концернами.
Путин умеет мастерски, по крайней мере, на словах, подправлять свой образ автократа из Кремля, сложившийся у гостей с Запада. Протокольная натянутость быстро уступает место дружеской атмосфере, чему способствуют, если гость владеет немецким языком, отличные знания языка у главы Кремля. Путин обладает юмором, он вежлив, остается при этом непринужденным, предпочитает говорить тихим голосом. Между тем, свои обещания по поводу того, что он хочет сохранить выборность губернаторов, что ЮКОС не будет разрушен или о желательности иностранных инвестиций он после завершения официальных встреч слишком часто брал снова назад.