Белгород, Россия, 16 января 2006 года. Трое нападавших появились из темноты на лестничной клетке дома, где проживал Александр Анненков, и сбили его с ног. Анненков вспоминал, как в бедро ему вонзился топорик с короткой ручкой. Громко крича, Анненков поднял правую руку, пытаясь защититься от другого удара топорика, и его рука была отсечена чуть ли не полностью. "Последний удар был нанесен ручкой топорика по голове, - сказал 29-летний Анненков, которого нашли без сознания соседи. - Я не думаю, что они хотели меня убить. Это было послание".
Данное послание, считает он, было адресовано одной очень влиятельной компании, в которой он работает: конгломерату "Интеко", контролируемому единственной в России женщиной-миллиардером Еленой Батуриной.
Не прошло и нескольких часов с момента этого нападения 9 октября 2005 года, как посланный мужем Батуриной, мэром Москвы Юрием Лужковым, санитарный самолет вылетел в направлении этого города вблизи границы с Украиной, чтобы доставить серьезно раненного менеджера в столичную больницу. Его сопровождал принадлежащий компании частный реактивный самолет, в котором летел один высокопоставленный сотрудник "Интеко", чтобы помочь коллеге.
Это нападение совпало по времени с кампанией Батуриной и группы ее политических союзников против губернатора Белгородской области Евгения Савченко и его деловых друзей. Губернатор Белгородской области выступает против попыток Батуриной превратить почти 250000 акров (1 акр = 0,404686 га) земель бывшего советского колхоза в современный агропромышленный комплекс. Савченко, выступая на местном телевидении, отрицал применение насилия против менеджера предприятия Батуриной.
Этот спор открывает окно в сохраняющуюся и поныне характерную особенность жизни всей России: чреватые высоким риском сражения между кланами политиков и руководителей бизнеса. Выборы, суды, чиновничество и средства массовой информации (СМИ) - все становится оружием в этих яростных схватках. Попытки президента Владимира Путина централизовать власть, в том числе его решение отменить выборы местных губернаторов и назначать их из Кремля, пока что не привели к усмирению этих региональных сражений за собственность и власть. Произвольное правление, коррупция и насилие остаются эндемическими для конфликтов такого рода.
В Белгороде две противоборствующие стороны на данный момент затаились. Многие крестьяне надеялись, что "Интеко" принесет рабочие места и процветание области, расположенной в 400 милях (1 сухопутная миля = 1,609 км) к югу от Москвы. Вместо этого судебные решения по делу о данном конфликте привели к приостановке освоения тысяч акров пригодных для сельскохозяйственного использования земель, а расхитители и поджигатели до основания разрушили сельскохозяйственные постройки.
В стране, где главенство закона по прошествии 15 лет после падения коммунизма остается хрупким, менеджеры компании "Интеко" говорят, что занятие бизнесом в России обыкновенно бывает связано с коррупцией и официальным принуждением. "Индекс экономической свободы" института Като (The Cato Institute's economic freedom index), оценивающий условия для бизнеса в глобальном масштабе, основываясь на таких критериях, как влияние государства на систему правосудия и защита прав собственников, поставил Россию на 115-е место в мире.
Когда оказались замороженными десятки миллионов долларов инвестиций, противоборствующие стороны в белгородском конфликте обратились за содействием к президенту Путину. Пока он хранит молчание. У него мало побудительных причин для вмешательства. Губернатор Савченко и мэр Лужков оба являются членами прокремлевской партии "Единая Россия".
Дуэль титанов
Савченко, назначенный губернатором Белгородской области президентом Борисом Ельциным в 1993 году и переизбранный на этот пост в 1995 году, известен в России своей пуританской молодежной политикой. Для всей молодежи, не достигшей 18-летнего возраста, после 22 часов действует комендантский час, запрещено ругаться, а число танцоров местных ночных клубов ограничено благопристойными двумя человеками на каждый квадратный ярд (1 кв. ярд = 0,83613 кв. м) площади танцпола.
Батурина, возможно, является самой известной в России деловой женщиной, имеющей обширные интересы в строительстве и в производстве изделий из пластмассы. Она построила империю в городе своего мужа, Москве, и в последние годы разнообразит свои деловые интересы. Ее попытка заняться сельским хозяйством была одной из таких инициатив.
Через день после нападения на Анненкова был жестоко избит на пороге своей московской квартиры главный адвокат Батуриной по данному делу. Спустя 2 дня Дмитрий Штейнберг умер, не приходя в сознание.
"Последние трагические события в Белгороде и в Москве показывают, что оппозиция деятельности в Белгородской области компании 'Интеко-Агро' со стороны администрации приобрела новый - криминальный - характер, - заявила позднее Батурина, имея в виду дочернее предприятие своей компании. - Белгород на глазах у всех превращается в криминальную столицу России. Для удушения свободы слова и свободы предпринимательства используются преступные методы".
Белгородские чиновники, отказавшиеся дать интервью для этой статьи, отвергли все обвинения Батуриной. На местном телевидении Савченко назвал выдвинутые Батуриной обвинения в насилии "фарсом".
Савченко обрушился на другого политического союзника Батуриной, энергичного ультра-националиста Владимира Жириновского. "Политико-олигархический союз Батурина-Жириновский из Москвы, движимый необузданной страстью к прибыли и власти, вознамерился силой проложить себе дорогу в нашу область, - сказал Савченко на транслировавшемся по телевидению политическом митинге в октябре прошлого года. - Этот дуэт политика и олигарха, мастеров провокаций, организаторов беззакония пытается насадить в Белгородской области карманное правительство".
Угроза экономическому росту
Виктор Батурин, брат Батуриной и генеральный директор "Интеко-Агро", со страстностью миссионера говорит о потенциале плодородных, но заброшенных земель Белгородской области: "Здесь существует уникальный и гармоничный баланс между качеством почвы и количеством солнечных дней, количеством дождевых осадков", - сказал Батурин во время интервью в московской конторе "Интеко".
Компания начала приобретать земельные участки у крестьян, которые получили их путем приватизации земель колхозов советской эпохи. "До нас местные власти покупали эти участки за бесценок, за бутылку водки, - сказал Батурин. - Крестьяне видели, что мы платим реальные деньги". (До 60 долл. за акр.) Вскоре у "Интеко" уже было 100000 акров земли.
Компания начала инвестировать деньги в фермы: из Соединенных Штатов привезли новейшие комбайны, из Германии - тракторы, из Италии - доильные аппараты, из Голландии и Дании - тысячи молочных коров, а из новых лабораторий компании - семена. Командовать всем этим поставили сельскохозяйственных менеджеров в белых воротничках. В недавно построенных, выкрашенных в ярко-голубой цвет коровниках развлекают российской поп-музыкой коров, которых доят круглые сутки. "Мы попробовали транслировать классическую музыку, но коровы дают больше молока, когда музыка более живая", - сказал 42-летний Сергей Козлов, работающий на молочной ферме компании "Интеко-Агро".
Эта компания установила для своих работников минимум заработной платы 400 долл., что для Белгородской области считается хорошими деньгами. "Люди вроде меня, прежде работавшие в колхозах, стали другими людьми, - сказал 42-летний Владимир Овчинников. - Нам приходится быть более дисциплинированными, но к нам всегда хорошо относятся и платят нам достойную зарплату".
Однако местные чиновники говорят, что начинают видеть оборотную сторону агропромышленного подхода. "Тысячи людей уволены и не имеют средств к существованию, - написали в письме в российский парламент руководители шести районов Белгородской области. - Это ведет к росту социальной напряженности".
Руководители написали, что "создается впечатление, что посредством такого рода схем приобретения земель компания отмывает деньги не вполне законного происхождения". Это письмо побудило Штейнберга незадолго до своего убийства подать на руководителей районов судебный иск за клевету.
В конце 2004 и начале 2005 гг. компания "Интеко-Агро" расширила свои земельные владения до 250000 акров. Батурин утверждает, что местные чиновники, которые закачивали государственные деньги в неэффективные бывшие колхозы, были сбиты с толку, если только не почувствовали угрозу от успехов "Интеко".
В суды
Другим фактором, инициировавшим ухудшение отношений, стал спор из-за собственности в связи с еще одной многомиллионной долларовой инвестицией в регионе. Семья бывшего премьер-министра Виктора Черномырдина, который сегодня является послом России на Украине, приобрела в Белгородской области и модернизировала железорудную шахту, которая граничит с землями компании "Итеко-Агро". Для того чтобы иметь возможность вывозить руду на рынки, нужно было построить 16-мильную железнодорожную ветку до главной магистрали. Наиболее рациональный маршрут пролегает через купленный компанией "Интеко-Агро" участок земли. Губернатор переклассифицировал эту полоску земли в землеотвод для железной дороги, и начались работы по строительству пути.
Компания "Интеко" подала судебный иск, требуя прекратить работы, но, как сообщила адвокат "Интеко-Агро" Екатерина Домбровская, проиграла дела в белгородских судах. Тогда компания подала иски в московские суды - где она их выиграла.
В письме на имя Путина коллектив работников шахты сказал, что компания "Интеко" "увела" дело в Москву, и что "только Ваше вмешательство позволит остановить попирание закона и восстановить справедливость".
Когда в конце прошлого года спор из-за железнодорожной ветки усилился, местные власти перестали регистрировать новые земельные приобретения компании "Интеко-Агро", утверждая, что компания нарушила законы, которые требуют при выставлении земельных участков на продажу дать другим членам бывших колхозов "право первой руки".
Расследование, проведенное местным парламентом, который контролируется сторонниками Савченко, обвинило "Интеко-Агро" в использовании огромных ресурсов Батуриной для незаконного приобретения земель.
"Интеко-Агро" на это ответила, что ее приобретения были полностью законными, заявив, что некоторые участки были компании подарены, тем самым она приобрела статус члена колхоза, позволяющий ей покупать другие доли.
Чиновники обратились в суды, чтобы оспорить все покупки, сделанные компанией "Интеко". В десятках случаев суды вынесли постановления о том, что "Интеко-Агро" незаконно приобрела бывшие колхозные земли. Почти 150000 акров сельскохозяйственных земель сегодня находятся в подвешенном состоянии. Сельскохозяйственные работы остановлены, а в некоторых местах собственность компании "Интеко-Агро" сожгли и разграбили.
Тем временем Батурина, кажется, решила попытаться выгнать Савченко с занимаемого поста. Она приобрела контрольный пакет акций одной местной газеты и купила одну местную телевещательную станцию. Во время региональных выборов в октябре прошлого года она отдала все ресурсы своей компании партии, контролируемой Жириновским, ульра-националистом, который в 1999 году безуспешно пытался конкурировать с Савченко на выборах губернатора области. Жириновский отдал сотрудникам "Интеко" 5 мест в избирательном списке своей партии.
Эта избирательная кампания характеризовалась обвинениями в насилии и саботаже. Тридцать тысяч экземпляров принадлежащей Батуриной газеты, весь тираж, были якобы сожжены, а ее агитаторы были избиты. Но местные чиновники отрицают эти факты, называя их пропагандой. Дело кончилось тем, что партия Жириновского получила всего 2 места в 35-местном региональном парламенте.
Разного рода судебные иски, скорее всего, будут тянуться многие месяцы или даже годы, пока не дойдут до Верховного суда РФ. Многие жители Белгорода, особенно те из них, кто живет вблизи сегодня обезлюдевших участков, раздражены и сбиты с толку.
"Я продала им долю моего мужа, но они не стали обрабатывать эту землю, - сказала 40-летняя Людмила Колтунова, которая работает в магазине в деревне Волоконовка, примерно в часе езды от Белгорода. - Мы многого ожидали, но ничего не дождались".