Больше всего в нынешней международной ситуации поражает то, до какой степени Соединенные Штаты остаются, по выражению Билла Клинтона, 'страной, незаменимой для всего мира'. Хотя результаты социологических опросов говорят о том, что в международном сообществе бушевская Америка в целом вызывает неприязнь, реальные действия правительств и политических лидеров других стран позволяют предположить, что сегодня положение США на мировой арене мало отличается от того, что она занимала до 11 сентября и войны в Ираке.
Ожидавшихся скоординированных действий международного сообщества, призванных уравновесить американскую гегемонию - об их неизбежности сторонники концепции 'политического реализма' говорят уже 15 лет - так и не последовало. Напротив, в Европе подобные настроения почти сошли на нет.
Военные бюджеты стран-членов Евросоюза по-прежнему стабильно сокращаются, и даже процесс выработки единой внешней и оборонной политики если не забуксовал полностью, то сильно замедлился. Конечно, обе эти тенденции являются в первую очередь следствием внутриполитической ситуации в самих европейских странах. Но если бы европейцы всерьез опасались американского могущества, они, несомненно, предприняли бы экстренные шаги, чтобы повысить возможности ЕС по его обузданию.
Не отказываются европейцы и от сотрудничества с США - даже с администрацией, которая, как утверждается, вызывает у них отторжение. Западная Европа уже не будет для нас стратегическим партнером, как в годы Холодной войны, потому что европейцы больше не чувствуют угрозы своей безопасности и не нуждаются в защите со стороны США. Тем не менее, сегодня преобладает тенденция к укреплению сотрудничества. Новое правительство Германии, по-прежнему расходясь с США во мнениях о политике в отношении Ирака, усердно, даже подчеркнуто, старается улучшить отношения с Вашингтоном. Оно изо всех сил стремится продемонстрировать поддержку действиям США в Афганистане, прежде всего за счет размещения в этой стране небольшого - но с точки зрения Германии, символически важного - воинского контингента.
Берлин даже громогласно заявляет о готовности участвовать в обучении иракских военнослужащих. Канцлер Ангела Меркель обещает тесно сотрудничать с Америкой по вопросу об эмбарго на поставки оружия Китаю: это говорит о том, что она разделяет озабоченность Вашингтона в связи с ростом стратегического потенциала этой страны. Государства Центральной и Восточной Европы также не видят в Америке угрозу, - они все больше приходят к убеждению, что опасность исходит от России - и главный вопрос в столицах этого региона звучит так же, как и в 1990-х: Кого из нас пригласят в НАТО?
Что же касается Восточной Азии, то американо-японское сотрудничество укрепляется параллельно с ростом озабоченности Токио из-за китайского 'взлета' и северокорейского ядерного оружия. Попытки Пекина (поддержанные Малайзией) не позволить Австралии играть важную роль в делах региона, предпринятые в ходе недавнего саммита Восточно-азиатского сообщества только усилили в Сиднее стремление развивать контакты с США. Лишь в Южной Корее сохраняется высокий накал враждебности по отношению к Америке. В основном это связано с влиянием - вполне понятным в условиях молодой демократии - тяжелых воспоминаний прошлого и стремления к большей самостоятельности. Тем не менее, когда я недавно участвовал в одной конференции в Сеуле, организаторы предложили для обсуждения в моей секции такую тему: 'Как Соединенные Штаты намерены решать проблему северокорейского ядерного оружия?'
Дело в том, что Соединенные Штаты и сегодня пользуются на международной арене рядом важнейших преимуществ. Наша либерально-демократическая идеология привлекает очень многих в современном мире, где распространение свободы достигло беспрецедентных масштабов. Мощная экономика США остается локомотивом мирового экономического развития. По сравнению с воздействием этих ключевых факторов негативная волна, вызванная недавними действиями Вашингтона, выглядит преходящим явлением: достаточно вспомнить, каким непродолжительным оказалось падение популярности США в разгар Холодной войны - в конце 1960-х - начале 1970-х гг.
Америка, скорее всего, останется 'незаменимой', несмотря на свою непопулярность в последние годы, еще и по причинам системного порядка. Политолог Уильям Вольфорт (William Wohlfort) еще десять лет назад утверждал, что однополярный Pax Americana продлится долго не потому, что США пользуются всеобщей любовью, а из-за основополагающих характеристик нынешней системы международных отношений. Любая страна, пытающаяся выступить в роли 'противовеса' американскому могуществу, даже в собственном регионе, неизбежно сталкивается с одной проблемой: не успев еще достаточно усилиться, чтобы соперничать с Соединенным Штатами, она уже вызывает у собственных соседей такой страх, что те, в свою очередь, начнут искать 'противовес' против нее. Исключением из этого правила могла бы стать Европа, но только в том случае, если бы ее мощь возрастала, а ничего подобного на деле не происходит. Россия и Китай уже сталкиваются с этой проблемой, пытаясь укрепить свои позиции в собственных традиционных сферах влияния.
Остается в силе и другой факт: в ходе многочисленных существующих или потенциальных кризисов в разных регионах мира вовлеченные в них стороны стараются подключить к разрешению конфликтов в первую очередь Вашингтон, а не Пекин, Москву или даже Брюссель. Соединенные Штаты сегодня - одно из главных действующих лиц в 'тайваньском вопросе'. Именно они станут главным посредником при возникновении любого кризиса в отношениях между Индией и Пакистаном. Что же касается иранской проблемы, то все заинтересованные круги по обе стороны Атлантики отлично понимают: какие бы усилия ни предпринимали британские, французские и немецкие переговорщики, урегулирование кризиса - как дипломатическое, так и военное - в конечном итоге будет зависеть от Вашингтона.
Даже на Ближнем Востоке, где враждебность по отношению к Соединенным Штатам распространена больше всего, американское влияние остается на удивление значительным. Большинство стран региона по-прежнему рассматривают Соединенные Штаты как незаменимого игрока в урегулировании израильско-палестинского конфликта. Курс администрации Буша на распространение демократии, при всей его хаотичности и непоследовательности, несомненно, оказывает воздействие на ход событий в Египте, Иордании, Саудовской Аравии и Ливане - не говоря уже об Ираке. Вопреки прогнозам, звучавшим во время иракской войны, враждебность к США в арабском мире не мешает ни власть предержащим, ни их оппонентам сотрудничать с Вашингтоном.
Впрочем, акции США действительно понизились с точки зрения одного критерия, не поддающегося четкому измерению, но, тем не менее, важного - легитимности. Изменение геополитической ситуации в сочетании с рядом неблагоприятных факторов и некоторыми некомпетентными действиями Вашингтона, несомненно, нанесли урон международной репутации Америки.
Но, даже несмотря на это, позиции США на международной арене ослабли куда меньше, чем многие полагают. Америка по-прежнему 'выделяется как страна, незаменимая для всего мира', как скромно выразился Клинтон в 1997 г. Очень скоро она сможет вернуть себе статус неформального мирового лидера: возможно, это произойдет еще при нынешней администрации, и уж точно - после выборов 2008 г., какая бы партия на них ни победила. И этому можно только порадоваться, ведь в условиях нарастания международных угроз разумная и эффективная 'благожелательная гегемония' США на мировой арене по-прежнему крайне важна.
Роберт Каган - старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир (Carnegie Endowment for International Peace), научный сотрудник Германского фонда Маршалла, и обозреватель 'Washington Post'
___________________________________________________________
Избранные сочинения Роберта Кагана на ИноСМИ.Ru
Эволюция сознания Буша. Три фазы ("The Washington Post", США)
В ходе кризиса на Украине проявились лучшие черты межатлантического сотрудничества ("San Francisco Сhronicle", США)
Буш должен осудить Путина ("The Washington Post", США)
США знают, чего хотят, а Европа - нет ("El Pais", Испания)