Нападение на синагогу любавичских хасидов на улице Большая Бронная в Москве, в результате которого восемь прихожан получили ножевые ранения, не является одиночным преступлением, совершенным безумцем. Хотя фотографии залитого кровью пола особенно шокируют, все же этот инцидент - не более чем еще один фрагмент все более мрачной картины роста антисемитизма в Европе в целом и в России, в частности.
Действительно, в минувший шаббат в России произошел еще один подобный инцидент. Пьяный молодой человек, пытавшийся, выкрикивая антисемитские лозунги, ворваться в синагогу города Ростова-на-Дону на юге страны, был задержан и получил пять суток за хулиганство.
В некоторых европейских городах посещение синагоги, так же, как ношение традиционной еврейской одежды становится все более опасным. Сообщается о нападениях на евреев и еврейские заведения в Англии, Франции, Бельгии, Швейцарии и других странах. Остро стоит вопрос об особой защите для еврейских молитвенных домов и школ.
По сообщениям из Франции, родители опасаются отправлять детей в еврейские школы - однако на них нападают и в государственных школах.
В Западной Европе за нападениями на евреев стоят как иммигранты-мусульмане, так и скинхеды-неофашисты. Обычно эти экстремистские элементы враждуют друг с другом, но ненависть к евреям объединяет их.
В отличие от западноевропейского, российский антисемитизм является отечественным продуктом, но также представлен радикалами как левой, так и правой политической ориентации.
По данным американской 'Лиги против клеветы' (Anti-Defamation League) антисемитские выходки в России становятся все более жестокими, хотя посткоммунистические власти страны публично осуждают антисемитизм и обещают держать под контролем ход расследования преступлений на почве антисемитизма. Тем не менее, очевидно стремление рассматривать его проявления в качестве 'хулиганства' отдельных лиц. Это особенно возмутительно на фоне того, что Россия - одна из немногих стран, где политики, общественные деятели и газетчики свободно распространяют антисемитские взгляды самых пагубных разновидностей. Во имя свободы печати нынешние российские власти не делают ничего, чтобы обуздать такой открытый антисемитизм, не говоря уже об ограничении публикации антисемитских текстов и доступа к ним.
Такие антисемитские издания, как 'Русская правда', 'Витязь' и 'Пересвет' открыто продаются на улицах и в метро Москвы. Их пропаганда находит подходящую почву: недовольную молодежь, которая изливает свою вражду на оклеветанных евреев.
Российские скинхеды обычно действуют относительно малыми группами, которые редко входят в крупные организованные структуры. Однако, эти группировки сообщаются между собой через издания, сеющие ненависть, и фашистские веб-сайты.
В марте прошлого года раввины Берл Лазар и Пинхас Гольдшмидт потребовали прекратить замалчивать проблему и принять меры с тем, чтобы российская власть начала эффективно применять существующие законы о борьбе с разжиганием межнациональной розни. Они отметили, что правоохранительные органы рассматривают преступления на почве антисемитизма как обычное хулиганство, не обращают внимания на антисемитские высказывания, а порой даже сознательно прикрывают антисемитов, которым они сочувствуют.
Президент России Владимир Путин неоднократно осуждал антисемитизм, порой весьма горячо. Однако, критически не хватает убедительных действий по борьбе с его вспышками.
Возможно, стоит начать именно с того, о чем раввины просили в прошлом году и вновь, после недавнего нападения - применять положения о борьбе с пропагандой межнациональной розни, которых уже немало в законодательстве России. Все, что нужно - это воля и политическое мужество для того, чтобы признавать антисемитскую пропаганду таковой и пресекать ее, прежде чем она отравит еще больше умов.
Россия, стремящаяся к большему влиянию в международных вопросах, не может снисходительно относиться к такому моральному загрязнению своих улиц и залов парламента.
Лидеры еврейского государства должны безбоязненно предъявлять требования к России. Того, чего Израиль имеет право требовать у своих арабских соседей, он вполне вправе ожидать от страны, желающей быть посредником в конфликте, в котором речь идет о самосохранении евреев в регионе. Власти этой страны не могут безразлично относиться к безопасности и благосостоянию евреев у себя дома.