Президент Путин намеревается дать российскому правительству инструменты для осуществления еще большего контроля над неправительственным сектором страны, и так находящимся в непростом положении. Ожидающий его подписи закон о некоммерческих организациях (НКО) расширяет список оснований, по которым российским НКО может быть отказано в регистрации, и дает властям новые возможности для вмешательства в их работу. Однако, законопроект, лежащий у него на столе, представляет собой лишь последний удар в рамках кампании властей по борьбе с независимыми голосами в России.
Более того, этот шаг Кремля - лишь новейшее звено в цепи репрессивных мер, принимаемых на всем постсоветском пространстве. Ужесточение авторитарных режимов - это в немалой степени реакция на демократические движения в соседних странах. Неудивительно, что постсоветские диктаторы реагировали на них с такой яростью. Это подтверждает, что данные режимы отказываются даже от имитации демократических процедур.
В последние годы на пространстве бывшего СССР развиваются два сценария. Один из них - 'революционный', в таких странах, как Грузия, Украина и Кыргызстан, где выступления народа против коррумпированного автократического руководства проложили путь к демократическим реформам, ранее немыслимым в удушливой политической атмосфере этих стран.
Второй сценарий, который мы обнаруживаем практически во всех остальных странах бывшего СССР за исключением Прибалтики, заключается в усилении государственных репрессий для обеспечения безопасности режима.
Данные недавно опубликованного доклада организации 'Freedom House' о политических правах и гражданских свободах 'Свобода в мире' подтверждают эти тенденции. Из 12 бывших советских республик, в число которых не входят государства Балтии, семь стран были признаны 'несвободными', четыре - 'частично свободными' и одна 'свободной'. Украина, чья 'оранжевая революция' потрясла воображение всего мира, вступила в ряды свободных стран в 2005 г., став первой не-балтийской страной на постсоветском пространстве, получившей этот статус. Прежде 'несвободный' Кыргызстан, ставший 'частично свободным', имеет дело с гораздо более сложной трансформацией, но, тем не менее, проявляет признаки политической активности. В этих двух странах, так же, как в Грузии, на первый план выступает курс на институционализацию реформ. Это не значит, что перемены идут легко. На самом деле, перед Тбилиси (Грузия), Киевом (Украина) и Бишкеком (Кыргызстан) стоят сложнейшие задачи по реформированию.
Между тем, на фоне стремления к реформам в этих странах, лидеры в таких столицах, как Ташкент (Узбекистан), Минск (Беларусь) и Москва (Россия) проводят совершенно иной курс. В прошлом году было принято множество мер, нацеленных на еще большее подчинение независимых сил в обществе. Основной удар политического наступления был направлен по еще не уничтоженным рудиментам независимой гражданской жизни - власти принимали новые законы для ограничения политической конкуренции и протеста, а в Узбекистане был установлен совершенно новый порядок, отличающийся крайней жестокостью.
Тем временем, президент Беларуси Александр Лукашенко подписал 21 декабря закон, еще более ограничивающий поле маневра оппозиции накануне приближающихся президентских выборов. Согласно новому закону, 'дискредитация Беларуси' в глазах международных организаций и правительств зарубежных стран является преступлением, за которое можно получить до двух лет лишения свободы.
Через две недели после переизбрания Нурсултана Назарбаева президентом Казахстана на выборах 4 декабря, которые официально принесли ему 91 процент голосов избирателей, власти страны приступили к закручиванию гаек, отказав в регистрации основной оппозиционной партии 'Настоящий Ак Жол'. Репрессивный Узбекистан продолжил свое наступление на независимые организации содействия и СМИ. В декабре режим отказался от продления договора, по которому бюро Радио 'Свободная Европа' / Радио 'Свобода' работало в Ташкенте. Считается, что во время демонстраций в городе Андижане на востоке страны милиция президента Ислама Каримова расстреляла около 500 протестующих.
Тем временем, Москва сужает политическое пространство у себя дома, принимая на себя роль гаранта автократии в соседних государствах. Ограничение деятельности независимых НКО - лишь одна из мер. Кремль продумывает свои дальнейшие шаги, создавая послушные себе органы 'псевдогражданского общества', главной целью которых является проведение курса властей. За пределами России они представлены 'наблюдателями', подтверждающими отсутствие нарушений на показных выборах в соседних странах. Они представляют собой часть 'причудливой альтернативной вселенной', как это назвал помощник государственного секретаря США Дэниэл Фрид (Daniel Fried).
Усиление репрессий показывает, что руководство этих государств осознает непрочность своего положения. Это обычно для режимов, не привыкших к ответственности перед собственными гражданами.
Печальный факт заключается в том, что недавнее усиление ограничительных мер в странах бывшего СССР, включающих в себя новый российский закон об НКО, ничем не обосновано. В отсутствие независимости СМИ, парламента и судов руководство этих изголодавшихся по реформам стран уже вполне в состоянии разгромить любые нежелательные элементы.
Однако, усиление репрессий - не лекарство от болезней этих постсоветских обществ. Наоборот, им нужен такой подход, который признает права рядовых граждан и открывает путь к нормализации политики. Чем скорее эти общества станут открытыми, тем лучше для всех.
Кристофер Уолкер - директор исследовательских программ организации 'Freedom House'