После того, как газовый спор России и Украины так широко освещался в европейской прессе, а чиновники в Брюсселе были вынуждены созвать чрезвычайное совещание для выработки позиции ЕС в этом споре, многие наверняка прикидывают, развивается ли сотрудничество между Европой и Россией в правильном направлении.
Двусторонние отношения в 2004 году не были лишены проблем: Многие европейские структуры выражали свою неудовлетворенность характером внутриполитического развития России. Дипломаты заработали себе еще седых волос, пытаясь успокоить Москву, озабоченную возможными (для нее негативными) последствиями расширения ЕС на восток, а 'оранжевая революция' на Украине вызвала настоящий кризис.
Год 2005 вообще оставил ощущение разбалансированности сотрудничества и целого ряда нестыковок.
На майской встрече лидеров (в Санкт-Петербурге) была принята 'дорожная карта' для выстраивания сотрудничества в различных областях: в экономике, во внутренней и внешней безопасности, в науке и в культуре. Компаньоны с трудом договорились во время второй встречи, уже в октябре прошлого года, о некоторых конкретных действиях, например, в области визовой практики.
Показное единодушие скрывает, однако, наличие проблем. Новая ситуация возникла не в связи с тем, что ключевые вопросы удалось урегулировать, а из-за того, что Европа отодвинула далеко в будущее решение самых сложных проблем, а по некоторым вопросам и вовсе 'замела' проблемы под ковер.
После неудачи с принятием конституции в результате референдумов во Франции и в Голландии ЕС не мог, да и не хотел проводить систематическую и отвечающую вызовам времени политику в рамках контактов с Россией. В отличие от практики прошлых лет многие руководители стран-членов ЕС уже не требуют публично от России, чтобы она разделяла вместе с ЕС общеевропейские ценности.
Брюссель признал как бы по умолчанию легитимность двусторонних соглашений крупных европейских государств с Россией. В отношении Белоруссии ЕС ограничивается сейчас проповедями и декларациями. В кругах ЕС не наблюдается активности в обсуждении вопроса, касающегося возможного членства Украины в этом альянсе, а это поддерживает неправильный вывод о том, что на карту мира вновь вернулся тот круг государств, судьбой которых распоряжался СССР.
Сотрудничество ЕС и России планировалось развивать во многих отраслях, но сейчас осталась лишь одна сфера - энергетика.
Специалисты совершенно обоснованно предполагают, что доля России в обеспечении Европы энергоресурсами не будет неуклонно расти. Одна из причин этого кроется в том, что Россия не сможет быстро наращивать в будущем производство энергии. Другая причина - Россия планирует увеличить экспорт энергоносителей на рынки Азии.
Но политики склонны к тому, чтобы всячески подчеркивать большое значение при развитии связей энергетической карты. Они поступают так во многом по той причине, что обеспечение Европы энергоресурсами - это действительно больной вопрос, а с другой стороны, такая постановка вопроса в рамках 'восточной' политики ЕС не вызывает особых протестов.
При использовании энергетической карты противоречия отсутствуют, так как для России важно реализовать природные богатства, а для Европы - не менее важно купить их.
Можно, тем не менее, доказать, что сужение поля сотрудничества до одной энергетики - решение не мудрое. Такой процесс нанесет урон, прежде всего, самой России, ибо она стала бы всячески поддерживать иллюзию того, что она одна, будучи 'энергетической супердержавой', в состоянии ответить без своих западных союзников на экономические и энергетические вызовы нового столетия. А еще такое развитие может спровоцировать Россию на использование своей энергетической сверхмощи при выстраивании отношений со своими соседями.
Для Европы подобный сценарий также имел бы негативные последствия: это прибавило бы оснований предполагать, что Россия в большей или меньшей степени станет со временем настоящим 'нефтяным' государством. А ведь Европа никогда не жила по соседству с такими настоящими 'нефтяными' государствами, как Нигерия или Венесуэла.
Такая страна может в теории оказаться и дружественной, а также легко идущей на сотрудничество. Но у нее нет, судя по всему, огромного желания обновляться, модернизироваться, развиваться и 'зарывать', таким образом, существующую на ее границе 'пропасть уровня жизни'. А заметное различие в уровнях жизни соседей всегда чревато нестабильностью.
Год 2006 дает возможность вернуть равновесие в отношениях между ЕС и Россией. Западные страны, ЕС и, особенно, Финляндия в период своего председательства в Евросоюзе, должны осознать, что жизненный интерес Запада не столько в нефти и газе, сколько в продолжении процессов демократизации России, в ее поступательном демократическом развитии.
Если Европа искренне стремиться в стратегическом плане к созидательному сотрудничеству с Россией, то тяжело избежать обсуждения сложных вопросов. Наоборот, животрепещущие темы следует снова включить в повестку дня и рассматривать их с Россией в дружественной, но и требовательной атмосфере: именно так разговаривают здравомыслящие люди со своими соседями или родственниками, если таковые нарушают, по мнению первых, общепринятые нормы общежития.
Москва - председатель в 'Большом Восьмерке'. В этом качестве России трудно отказаться от диалога. 'Восьмерка' ведь включает в себя ведущие демократические страны мира, а не ведущих энергопользователей.
Аркадий Мошес - научный сотрудник Института внешней политики