На этот раз не было ни панибратства, ни сентиментальностей, которые столь свойственны задушевным встречам русских и немцев. Ангела Меркель (Angela Merkel) прибыла вчера в Москву, провела там шесть часов, обсудила с президентом Владимиром Путиным длинный перечень вопросов, представляющих взаимный интерес, переговорила с представителями оппозиции, которыми всегда пренебрегал ее предшественник на посту канцлера, и в тот же день возвратилась в Берлин. Не было ни обильного ужина с водкой, объятиями и балалайками, ни дружеских излияний, которые так нравились Герхарду Шредеру (Gerhard Schroeder). Во всем ощущался трезвый подход, немалая доля откровенности и прагматизм, то есть, именно те черты характера, которые считаются идеальными для дочери протестантского пастора и отличают, по всей видимости, самую влиятельную женщину Европы.
Ангела Меркель занимается решением крайне сложных задач у себя на родине столь же решительно и с тем же воодушевлением, которые были продемонстрированы в ее первых шагах на дипломатическом поприще. Вероятно, большая коалиция в новом немецком парламенте также сумеет убедить старушку-Европу в том, что политика не обязательно подразумевает групповые интересы, оппортунизм и идеологизированный подход. Совсем непросто мобилизовать германское общество, перепуганное и склонное к самосостраданию как никакое другое, но госпожа-канцлер и ее заместитель Мюнтеферинг (Muntefering) прекрасно справляются с этой задачей.
В области внешней политики Ангеле Меркель понадобилось всего пять дней на то, чтобы демонтировать самую нелепую из дипломатических конструкций, созданных предыдущим канцлером, - антиамериканскую ось, которая сформировалась в результате кризисной ситуации в ООН перед началом иракской войны. Причем Меркель сумела не только обойтись без резких жестов, но даже сделать несколько комплиментов в адрес своего предшественника. Эта самая ось, Париж-Берлин-Москва-Пекин, сыграла решающую роль в провале диалога между США и континентальной Европой в наиболее ключевые моменты. Она предоставила козыри 'ястребам' из бушевской администрации, которые рассматривали Европу исключительно как источник саботажа и враждебности. Она же укрепила сначала тех, кто поддерживал режим Саддама Хусейна (Sadam Hussein) и стремился к разрушению атлантической оси, а впоследствии, террористов, сопротивляющихся созданию демократического государства в Ираке. Есть много причин, чтобы поскорее забыть об этой провальной затее, и также немало острейших проблем в том, что касается общей безопасности. Похоже, что Меркель удалось восстановить взаимное доверие и привилегированный характер отношений. 'Мы открыли новую главу в наших отношениях, которые основаны на общих ценностях', - заявила она. Разногласия не исчезли. Так, для европейцев не существует каких-либо оправданий юридической подоплеки вокруг Гуантанамо, однако им несложно объяснить, что ядерное оружие в руках Ирана, считающего терроризм продолжением своей внешней политики и желающего уничтожить другие государства, является общей проблемой.
Меркель прояснила немало вещей за эти несколько дней. Например, что трансатлантическая ось является, по ее убеждению, основой западной безопасности. Прощай теперь, полунейтральная переменчивость, которая так радовала Кремль и многих других! Или что она, родившаяся и выросшая при коммунистическом режиме, не испытывает, в отличие от Владимира Путина, каких-либо особых чувств по поводу СССР, а также новой российской державы, использующей вместо Красной Армии энергоносители. Прощай теперь, антиамериканизм, как средство сплочения стран Старого Континента!
Меркель беспокоит стабильность на Украине и диктаторский режим в Белоруссии. Она с уважением относится к позиции тех стран, которые, памятуя об истории, чувствуют некоторые опасения в связи с новыми договоренностями между Берлином и Москвой. Поскольку ее также тревожит пренебрежение к правам человека, она интересовалась ситуацией в Чечне, оппозицией и неправительственными организациями в России, вновь оказавшимися на положении диссидентов лицом к лицу с произволом властей. Выросшая по ту сторону 'железного занавеса', Меркель отлично представляет, в каком полушарии живет теперь и какие ценности отстаивает. Она готова помочь Путину в продвижении к этим ценностям, но никак не в их разрушении. Развеяв туман Брест-Литовска и прочих зловещих пактов, дочь протестантского пастора разом внесла ясность в сегодняшнюю полемику по поводу международной безопасности. А это было необходимо для старушки-Европы. Так что добро пожаловать, госпожа Меркель!