Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Американские специалисты обсуждают вопрос российских денег в США

В какой степени наплыв российских денег может использоваться для покупки влияния в Вашингтоне

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В ходе политических дебатов на прошлой неделе был внимательно изучен вопрос о том, в какой степени наплыв российских денег может использоваться для покупки влияния в Вашингтоне. Один специалист предостерег, что вашингтонскому сообществу по выработке политических решений угрожают крупный скандал и гораздо более жесткие законы и правила, чем существовали когда-либо в прошлом.

В ходе политических дебатов на прошлой неделе был внимательно изучен вопрос о том, в какой степени наплыв российских денег может использоваться для покупки влияния в Вашингтоне.

Один специалист предостерег, что вашингтонскому сообществу по выработке политических решений угрожают крупный скандал и гораздо более жесткие законы и правила, чем существовали когда-либо в прошлом.

"Мы вступаем в эру странной структурной коррупции", судя по тому, как иностранные правительства закачивают деньги в вашингтонское аналитическое сообщество, занимающееся выработкой внешней политики, заявил на заседании в Никсоновском центре (Nixon Center), посвященном российским деньгам в Вашингтоне, старший научный сотрудник фонда "New America Foundation" Стив Клемонс (Steve Clemons). "Нам нужно понять, что это такая область, которая только и ждет спички, чтобы вспыхнуть, или скандала (который вот-вот случится)", - сказал он.

Клемонс сказал, что проблемой не является практика какого-либо конкретного из 1500-1800 аналитических центров, функционирующих в столице США, но что в этом находит свое выражение систематическая неспособность властей принудить эти аналитические центры к соблюдению существующих федеральных законов и правил и к прозрачности в финансировании.

"Мы систематически проявляем непорядочность в отношении подобного поведения, и поэтому в будущем нас ожидают более жесткие законы и правила", - сказал он.

Однако старший научный сотрудник вашингтонской консервативной аналитической организации "Совет по американской внешней политике" (American Foreign Policy Council) Уэйн Мерри (Wayne Merry) сказал, что высокое положение Америки в мире как гипердержавы делает неизбежным, что любая другая страна станет закачивать в Вашингтон финансовые ресурсы в попытке повлиять на происходящий здесь процесс выработки политики.

"Это новый Рим. Любая страна, которая не признает данного факта и которая не пытается усилить свое влияние здесь", не стоила бы собственного веса, сказал Мерри. "Когда существует ключевая точка мировой силы, настолько сконцентрированная, как сегодня в Вашингтоне, деньги неизбежно потекут туда".

Однако нынешнее российское правительство президента Владимира Путина, ведя общепринятую игру, действует крайне неумело, сказал Мерри.

"Россию отличает от остальных исключительная неуклюжесть того, что они здесь делают, - сказал он. - Они все еще находятся в переходном постсоветском периоде".

Попытки россиян усилить свое влияние в Вашингтоне не увенчались успехом также потому, что, в отличие от Израиля, Ирландии, Греции или Армении, у них в Соединенных Штатах нет многочисленного или политически влиятельного этнического сообщества, которое могло бы их поддержать, сказал Мерри. "У них нет эффективной диаспоры в Соединенных Штатах", - сказал он.

Анатоль Ливен (Anatol Lieven) из либерального аналитического фонда "New America Foundation" пришел к аналогичному выводу. Перефразируя текст из кинофильма "Casablanca" (Касабланка), он сказал: "Я шокирован, шокирован тем, что люди пытаются купить влияние в Вашингтоне".

Хотя существует широко распространенная озабоченность в связи с теми масштабами, в которых россияне, подкрепленные резко возросшими доходами от экспорта нефти, сегодня пытаются покупать влияние в Вашингтоне, эти попытки, как сказал Ливен, "укладываются в историческую модель".

Аналогичная озабоченность выражалась в последние три десятилетия сначала в связи с арабским влиянием в Вашингтоне, потом - с японским влиянием, а вскоре она будет выражаться в связи с китайским влиянием, сказал он.

Однако вся эта озабоченность отражает тот неудобный факт, что фокус мировой экономической мощи перемещается из традиционных для последних столетий точек в Западной Европе и в Соединенных Штатах в другие регионы мира, сказал Ливен.

"Когда (стальной магнат) Эндрю Карнеги (Andrew Carnegie) основал фонд "Carnegie Endowment", он был одним из полудюжины богатейших людей в мире", а все остальные тоже были американскими или британскими гражданами, сказал Ливен. Однако сегодня другие регионы мира, в особенности Китай и другие азиатские страны, поднимаются наверх в плане своего долгосрочного могущества и ресурсов, и это перемещение неизбежно будет ощущаться в притоке денег в вашингтонское сообщество по выработке политических решений.

Конфликт между иностранными группами, могущими и желающими финансировать американские исследования в области внешней политики, и независимостью ученых, осуществляющих такие исследования, был неизбежным, сказал директор Института Кеннана по углубленному изучению России (Kennan Institute for Advanced Russian Studies) Блэр Рубл (Blair Ruble). "Деньги и знания не сочетаются, однако ученым все-таки необходимы деньги", - сказал он.

Приток денег российских олигархов в американские научно-исследовательские организации может привести к тому, что они станут пользоваться более значительным влиянием на процесс выработки политики, однако конечный результат этого пока не ясен, сказал Рубл. "Российские жертвователи по своему влиянию, вполне возможно, отличаются от тех, что были раньше", - сказал он. "Время покажет. В данный момент мы не можем сказать этого наверняка".

"Вашингтонские аналитические организации и американские научные учреждения всегда должны находиться в положении, когда можно вернуть деньги и уйти", - сказал он.

В отличие от Ливена, Рубл сказал, что нынешняя дилемма регулирования и мониторинга притока денег и взаимодействия с вашингтонским сообществом по выработке политических решений фактически стоит более остро, чем в прошлом, особенно применительно к российским источникам.

"Мы к этому не привычны, такого прежде не было, - сказал он. - Никакой серьезный американский исследовательский центр никогда не принимал денег от советского правительства. У нас нет никакого опыта с российскими деньгами".

Влияние российских и иных денег на американские научные и аналитические организации, скорее всего, будет еще большим, предостерег Рубл, поскольку "традиционные источники поддержки российских исследований в Соединенных Штатах иссякают".

"Советские исследования пользовались большим спросом в Соединенных Штатах", - сказал Рубл. Но сегодня "почти все крупные организации, которые их финансировали, либо вышли из игры, либо объявили, что они собираются это сделать", - сказал он.