Автор является генеральным директором итальянской энергетической группы "Eni"
18 января 2006 года. Напряженные отношения между Россией и Украиной из-за природного газа, которые в начале нынешнего года на короткое время вызвали сокращение объема поставок газа в Европу, дали неопровержимые доказательства политической взаимозависимости и хрупкости нашего континента в том, что касается энергии.
Этот эпизод показал также, насколько сильно соотношение сил между потребителями энергии и производителями и поставщиками энергии в последние 3 года изменилось в пользу последних.
Растущая способность России и других, недавно ставших независимыми стран отстаивать свои национальные интересы создала новую неопределенность на мировых рынках энергоносителей.
Эти страны - поставщики энергоносителей действуют при полной поддержке сильного централизованного государства, которое способно менять в их пользу правила игры и влиять на характер конкуренции на свободном рынке. Кризис между Киевом и Москвой не следует рассматривать как частный случай: будут и другие подобные случаи.
Что касается Италии, российско-украинский спор был для нее более угрожающим, чем для многих других стран, ибо Италия - где атомная энергетика находится под запретом - находится в еще большей зависимости от газа, чем от нефти. Вот уже несколько лет Италия делает ставку на газ как главное топливо для потребления во всех случаях, не связанных с транспортом. Три итальянских дома из каждых четырех отапливаются газом, многие предприятия ключевых отраслей промышленности используют газ и более 50% нашей электроэнергии дают электростанции, работающие на газе.
Европейские страны должны определить свои национальные интересы в сфере энергетики и решить, как им обеспечить надежное снабжение энергоносителями. В условиях более самоуверенной политики стран - поставщиков энергоносителей Европа рискует оказаться в слабом и уязвимом положении.
Европейские рынки энергоносителей дерегулируются и открываются для конкуренции. Главным приоритетом правительств и органов регулирования является создание конкурентных условий посредством увеличения числа игроков на каждом рынке. В Италии компании "Eni" и "Enel" уступили некоторую часть своей доли рынка другим производителям и импортерам.
Однако в условиях, когда цена нефти сегодня устойчиво держится выше 50 долл. США за баррель (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,78-158,95 л), контролируемые правительством нефтяные и газовые компании добывающих стран теперь выигрывают от цены и, по понятным причинам, стремятся максимизировать стоимость своих энергоносителей на всем протяжении цепочки снабжения. В газовой сфере, например, государственные компании крупных газодобывающих стран, таких, как Россия и Алжир, стремятся не только продавать газ своим европейским клиентам на границе, но и напрямую выходить на рынки для конечных потребителей, а если удастся, то и добираться до дома потребителя.
Соответственно, в Европе всякая новая попытка еще больше уменьшить влияние бывших внутренних монополистов или господствующих операторов открывает новые возможности для этих крупных поставщиков, которые и без того уже командуют рынком до самых европейских границ. Короче, если монополии стран-поставщиков выйдут на рынки для потребителей как розничные торговцы, они будут обладать значительной конкурентной силой.
Поэтому я считаю, что Европе нужно адаптироваться к этой новой реалии. Уповать и далее только на дерегулирование представляется недостаточным для того, чтобы гарантировать безопасность и независимость поставок газа. Это не значит, что нам нужно отказаться от дерегулирования, но конкуренцию нужно сочетать с приоритетными мерами по обеспечению энергетической безопасности страны.
В предстоящие годы для повышения энергетической взаимозависимости и диверсификации поставок нужны решительные политические обязательства. Для этого нужно сделать четыре, по меньшей мере, важных шага.
Во-первых, Европе нужно еще больше диверсифицировать поставки, для чего потребуется устранить "узкие места" в существующих газопроводах и построить новые газопроводы.
Во-вторых, нужно построить новые терминалы для сжиженного газа, чтобы сжиженный газ мог поступать в Европу из расположенных на еще большем удалении стран, таких, как Нигерия, Катар, Египет и Тринидад. Только путем увеличения пула поставщиков могут быть созданы по-настоящему конкурентные рыночные условия, которые не компрометировали бы безопасность снабжения.
В-третьих, национальные инфраструктуры транспортировки энергоносителей должны будут оставаться под национальным контролем, чтобы гарантировать полную безопасность снабжения потребителей.
Наконец, нам нужно обсудить вопрос о том, не отвечает ли наилучшим интересам потребителей решение регулирующих органов еще больше разбавить влияние крупных европейских операторов. Расширение сети распределителей газа посредством дальнейшего дерегулирования мало что сделает для защиты потребителей от повышения цен на энергоносители, когда два или три крупных иностранных поставщика доминируют в импорте.
События начала 2006 года следует воспринимать как сигнал побудки. Европейские политические лидеры, которые со всей ответственностью не повернутся лицом к вопросу энергетической безопасности сегодня, не сумеют выполнить своих обязательств перед европейцами завтра.