В Бундестаге в Берлине аплодировали, когда в сентябре 2001 года Владимир Владимирович Путин, преемник Ельцина на посту президента, агитировал немцев, чтобы Европа 'объединила свои собственные возможности с человеческими, территориальными и природными ресурсами, а также с экономическим, культурным и оборонным потенциалом России', 'чтобы надолго упрочить свою репутацию сильного и самостоятельного центра мировой политики'.
В последующие годы Германия и Россия сблизились политически. Важной предпосылкой для этого была открытость Путина для Запада. С такой же долей уверенности можно также говорить о том, что существует причина для тревоги относительно будущего демократического пути России при Путине, и о том, что Кремль своим поведением в некоторых внешнеполитических вопросах усложняет стратегическое сотрудничество с Западом. Во время визита федерального канцлера Меркель (Merkel) в Москву речь шла о двух вещах: о желании сотрудничать и о разногласиях, о которых было сказано вслух.
Сознание ответственности Москвы
Это стало понятно также после разговора с Путиным: госпожа канцлер встретилась с представителями разных общественных организаций, в том числе с критиками российского президента. Она назвала представителей правозащитных групп, жаловавшихся на ограничение политических свобод в России, активными людьми и потребовала от них продолжить свою деятельность. При ее предшественнике подобного не было.
Поведение России в конфликте, связанном с иранской ядерной программой, может стать испытанием понимания Москвой ответственности на международной политической арене. Госпожа Меркель объявляла, что будет говорить по этому вопросу с Путиным. Последние высказывания российского министра иностранных дел Сергея Лаврова показали, что Москва после долгого тактического лавирования теперь, судя по всему, готова занять четкую позицию.
Лавров хочет использовать свое влияние в Иране
Выступая в прошедшие выходные в передаче радиостанции 'Эхо Москвы', Лавров сказал, что для России нераспространение ядерного оружия является приоритетным перед всеми другими соображениями, связанными с отношениями с Ираном, в том числе, экономическими. Лавров пообещал использовать влияние России в Иране, чтобы побудить Тегеран к восстановлению сотрудничества с Международным агентством по ядерной энергии (МАГАТЭ).
Российский министр иностранных дел указал в этой связи также на нестабильность обстановки в регионе и при этом не забыл напомнить о ракетах и ракетных программах Ирана. Но остаются вопросы: почему Россия хочет поставлять Ирану ракеты, если это оружие в его руках представляет все же опасность?
Преподать урок Оранжевой революции
По представлению о тесном европейско-российском сотрудничестве в использовании ресурсов, о котором, в свое время, говорил Путин в Берлине, недавно был нанесен настоящий удар, когда 'Газпром' с одобрения Кремля захотел установить ценовой диктат в отношении Украины. На Западе начали задумываться о том, насколько надежен 'Газпром' (и, таким образом, Россия) как поставщик сырья в действительности. И вряд ли у кого-то были сомнения, что для Кремля в споре роль играли не только экономические соображения, но и желание преподать урок сторонникам Оранжевой революции.
Результатом спора и последующего непрозрачного соглашения между Москвой и Киевом стало то, что на Украине парламент захотел сместить правительство, вызвав посреди избирательной кампании серьезный конституционный конфликт, поскольку президент назвал смещение правительства незаконным. Европа (а, значит, и Германия) будет вынуждена подумать, как помочь в этой кризисной ситуации, как содействовать ее урегулированию в роли посредника.
Помощь в разрешении чеченского конфликта
Тем временем на теле Российской Федерации продолжает вызревать нарыв конфликта с Чечней. Война уже давно охватила весь Северный Кавказ. Северный Кавказ является одним из самых опасных кризисных регионов мира. Госпожа Меркель высказала сдержанную критику относительно ситуации в Чечне - в отличие от своего предшественника Шредера (Schroeder). Но необходима также готовность российской стороны, чтобы не отгораживаться, как до сих пор, от 'попыток вмешательства', способных принести пользу, а согласиться с критикой и с предложениями о помощи в разрешении конфликта, например, со стороны ЕС. Президент Путин не упускает случая, чтобы представить все свои начинания во внутренней политике как мероприятия, направленные на достижение стабильности, 'управляемости' страны или идущие на пользу развития демократии и создания гражданского общества. Однако давление на средства массовой информации, особенно на телеканалы, находящиеся под государственным контролем и являющиеся для многих россиян важнейшим источником информации, привело к тому, что дело приходится иметь с информацией, угодной для власти.
Заинтересованность в подлинной демократии в России
В свою очередь, централизация власти в Москве и в Кремле мешает развитию федерального плюрализма, которого, кстати, желает конституция. Примером этого является отмена выборов губернаторов. А утверждение, с которым уже выступал Путин, будто Россия и спустя 15 лет после перелома еще не созрела для институтов развитой демократии, российских демократов вряд ли воодушевляет. Что, в конечном счете, как недавний закон об усилении контроля со стороны государства над неправительственными организациями, никак нельзя считать хорошим знаком для демократии. Невольно возникает впечатление, что в данном случае намечаются, скорее, пути для авторитарного режима. Федеральный канцлер была вынуждена действовать в Москве, исходя из этого, и оказалось к месту, что своей встречей с правозащитниками она открыто продемонстрировала, что Германия заинтересована в подлинной демократии в России.