Москва ожидает от Киева 'официальных внятных объяснений' по поводу ситуации, сложившейся вокруг гидрографических и навигационных объектов в Крыму, заявил вчера глава МИД РФ Сергей Лавров. 'Когда российских представителей не допустили на Ялтинский маяк, состоялся захват документов и замена замков на этом объекте, мы обратились за разъяснениями, и по линии администрации Президента Украины нам сообщили, что сами узнали об этом событии из газет', - сказал Лавров. По его словам, в Секретариате Президента Украины предположили, что за этими действиями, видимо, стоит некая молодежная организация, 'которая устраивает бузу'. Однако, как подчеркнул глава МИД РФ, после этих высказываний для Москвы 'стало полной неожиданностью заявление представителей украинского МИД о том, что все маяки и все гидрографические объекты незаконно захвачены российской стороной'. 'В этой ситуации трудно понять, кто является голосом Украины - администрация Президента, некое молодежное движение или МИД Украины', - подчеркнул Лавров. При этом министр признал, что переговоры между Россией и Украиной по использованию навигационных и гидрографических объектов на сегодня зашли в тупик. Тем временем министр обороны Украины Анатолий Гриценко в интервью газете 'Коммерсант-Украина' категорически исключил возможность вооруженного конфликта вокруг объектов в Крыму, используемых Черноморским флотом РФ. 'Думаю, таких недоразумений больше не будет, и мы сможем наладить спокойную конструктивную работу', - сказал Гриценко. Министр также не исключил повышения платы за использование Черноморским флотом России объектов в Крыму, правда, не стал конкретизировать возможную сумму. Прокомментировать новый украинско-российский кризис 'День' попросил опытного дипломата, президента Украинского общества внешней политики Юрия КОЧУБЕЯ.
- Так называемые войны в той или иной мере между Украиной и Россией происходили и раньше, хотя и в скрытом виде. Именно газовый спор стал наиболее заметным и ощутимым. История с маяками свидетельствует о низком уровне профессионализма тех, кто ведет переговоры с украинской стороны. Дипломаты не понимают, что переговоры - это наука. Все проблемы, связанные с инвентаризацией имущества, которым пользуется российский флот, следовало давно урегулировать, не доводя до подобных недоразумений, которые наблюдаем сейчас. Эта ситуация должна стать для нас новым большим уроком. Нужно бороться за восстановление своих прав на объекты, которые по праву принадлежат нашему государству.
В отношениях Украины и России на самом деле мало что изменилось. Хотя мы могли раньше наблюдать относительную стабильность в них, однако их трудно было назвать равноправными. Такое состояние дел будет сохраняться до тех пор, пока Россия психологически не придет к выводу, что Украина является независимым государством. Наша беда заключается еще и в том, что некоторые политические силы думают: мол, возможно, удастся изменить ситуацию и осуществить реванш. . . В отношениях с Россией следует делать особый акцент на соблюдении достигнутых международно-правовых актов. В случае возникновения проблем необходимо их детальное, глубокое изучение, проведение профессиональных переговоров. Если существуют недоразумения, то надо сразу садиться за стол переговоров и вносить полную ясность.
Газовая война, споры вокруг маяков - это элементы предвыборной борьбы, идет борьба за электорат. С помощью инструмента 'двусторонних войн' Россия пытается повлиять тем или иным способом на наших избирателей. Позорным является поведение тех политических сил, которые используют в своих целях такого рода пиар-акции. Это одно из проявлений общей политики России по отношению к независимому Украинскому государству, особенно после победы оранжевых сил. Не случайно, все это совпадает во времени с парламентскими выборами. Мне кажется, что Россия, проводя нынешнюю политику в отношении Украины, несет значительные потери имиджа на мировой арене. Об этом свидетельствует, в частности, реакция зарубежных СМИ. Россияне рассчитывали, что во время газового спора мировое сообщество осудит Украину, а оказалось наоборот. Раздавалось много голосов в поддержку Украины, мир понимал, что страна находится под огромным давлением.
Власть решила пойти на конфронтацию с Россией во время выборов. Не рискованно ли это? Думаю, это хороший знак, что появилась власть, которая может стоять на каких-то принципах. Поэтому нужно мобилизовать весь международно-правовой инструментарий. Я не думаю, что власть или силы, которые выступают в защиту национальных интересов, на этом проиграют. Проигрывают те, кто их сдает. Россия пытается политизировать любые вопросы в двусторонних отношениях, чтобы таким образом играть свою роль на предвыборном поле в Украине.
N3, середа, 18 сiчня 2006