Новая метла, как говорится в пословице, метет обычно хорошо. Новую метлу, предписанную главой Кремля Владимиром Путиным для Калининградской области, зовут Георгий Боос, ему 43 года, по специальности - он инженер-электрик. Третий месяц он является новым губернатором российского эксклава, расположенного между государствами ЕС, Литвой и Польшей, и входившего раньше в состав Восточной Пруссии. Боос, преемник безуспешного адмирала Егорова, должен привести регион в хорошее состояние для будущей жизни посреди Европейского Союза.
Новый губернатор считается в Москве человеком энергичным. В свои 43 года политик, отличающийся плотным телосложением, уже имеет большой опыт работы в парламенте, членом которого он является с 1995 года. Какое-то время Боос, предки которого были выходцами из Нидерландов, возглавлял государственный налоговый орган. В 1996 году он получил государственную премию за искусную подсветку исторических зданий в Москве.
Теперь Боос получил поддержку из Кремля. Президент Владимир Путин подписал давно ожидавшийся закон 'Об особой экономической зоне Калининграда'. Документ заменяет закон от 1996 года, оказавшийся не очень полезным. Добиться экономического развития для того, чтобы превратить регион в 'остров в море ЕС', должна теперь помочь новая попытка.
Согласно закону, предприятия в особой экономической зоне первые шесть лет не обязаны платить налоги с прибыли, в последующие шесть лет - только половину. Инвесторы первые шесть лет освобождаются от налога на имущество. Товары, импортируемые для дальнейшей переработки в Калининградской области, освобождаются от таможенных пошлин до тех пор, пока находятся в регионе. Кстати, такая льгота отменяется, если они перемещаются в другие регионы России.
В Москве и в Калининграде надеются после вступления закона 1 апреля в силу на многочисленных инвесторов и на экономический подъем. Регион, которому Москва долгое время уделяла недостаточное внимание, в девяностые годы заставил говорить о себе в связи с большим количеством больных СПИДом и туберкулезом, неблагополучной экологической ситуацией, нищетой и контрабандой.
Теперь все должно стать по-другому и, кстати, быстро. Поскольку в 2007 году Россия хочет вступать во Всемирную торговую организацию. Это приведет к далеко идущим, пока непредсказуемым последствиям для торговли и жизни, считает Боос. В том же году Литва и Польша присоединяются к Шенгенскому соглашению ЕС, что, по его мнению, еще больше усложнит положение калининградцев в эксклаве и транзит. И, наконец, истекает срок соглашения ЕС и России о регионе, и Боос хочет как можно быстрее подписать новое.
Калининград, который губернатор хотел бы сделать 'пилотным проектом' в деле сотрудничества России с ЕС, должен, разумеется, работать и сам: 'Мы обязаны как можно быстрее добиться среднего дохода на уровне наших соседних стран', - потребовал Боос. Но отставание еще велико. Средняя заработная плата в Калининградской области составляет около 250 евро в месяц. Соседи в Литве и в Польше зарабатывают в два раза больше.
'В Литве и в Польше люди работают, у нас - нет, в этом разница', - горячится бывший советский офицер, 65-летний Вячеслав, на пограничном переходном пункте в Багратионовске. Он ждет, чтобы пройти, с трех часов утра. Очередь двигается медленно. Дело пойдет быстрее, когда на польской стороне будут закончены строительные работы по расширению, говорит российский пограничник.
Сейчас, около десяти часов, Вячеслав, наконец, оказался в числе первых. Если бы он дал взятку, то уже давно был бы в Польше. Но денег у него нет. Он ездит два-три раза в месяц в Польшу, где продает какое-то количество сигарет, немного водки и бензин. 'Все в разрешенных количествах', - горячо заверяет он. Обратно везет текстильные товары, это дает за одну поездку прибыль в размере около 15 долларов США. Немалая сумма для пенсионера с небольшой пенсией.
На российском эксклаве все еще лежит печать того, что до начала девяностых годов он был закрытой территорией, которую военные использовали в качестве западного форпоста. Однако Москва мало что сделала и после распада Советского Союза.
Будущее благополучие калининградцы особенно связывают с одним предприятием: концерном 'Лукойл'. Нефтяной концерн, налоги с которого составляют треть регионального бюджета, установил на воде, в 22 километрах от побережья, буровую платформу. С нее с 2005 года с глубины 2000 метров качают нефть высокого качества. Плакат заверяет: 'Чистота Балтийского моря дело нашей чести'. Критики верить в это не хотят.
Между тем, депутаты ЕС после осмотра были под сильным впечатлением от современной буровой платформы. Образцовым является спутниковый контроль, позволяющий быстро и точно локализовать источники загрязнения. Юрий Каджоян, руководитель регионального филиала 'Лукойла', показывает снимки, сделанные со спутника, и язвительно спрашивает: 'Вы видите пятна нефтяного загрязнения? Они приходят из прибалтийских портов, из Гамбурга, а также из Клайпеды'. Клайпеда находится в Литве.