Вашингтон, 18 января 2006 года. В среду американские и европейские дипломаты заявили, что Соединенные Штаты и Европа, стремящиеся заручиться содействием России в передаче вопроса о деятельности Ирана в ядерной области на рассмотрение Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН), заверили российских официальных лиц в том, что они не настаивают на немедленных санкциях против Ирана.
Эти дипломаты сказали, что вместо этого они добиваются ограниченной цели обсуждения вопроса Ирана в СБ ООН и возвращения иранского ядерного досье обратно в Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), являющееся главным органом ООН по контролю за деятельностью в ядерной области, для продолжения попыток заставить Иран прекратить свою деятельность по обогащению урана, которая, как подозревает Запад, является частью программы создания ядерного оружия.
"Мы в данный момент не добиваемся создания механизма санкций, - сказал один европейский дипломат. - Мы выступаем за постепенный подход. Мы пытаемся сказать Ирану, что то, что заявляет ему МАГАТЭ, совершенно точно отражает мнение СБ ООН. Это процесс подкрепления полномочий МАГАТЭ".
Европейские дипломаты сказали, что СБ ООН может либо принять резолюцию, либо поручить своему председателю опубликовать от его имени декларацию.
Постепенный подход Запада к проблеме является ответом на нежелание России и Китая настаивать на немедленных санкциях, несмотря на свою озабоченность тем, что Иран нарушил свои обязательства прекратить работы по обогащению урана. Россияне и китайцы заявляют, что они не хотят, чтобы Иран отреагировал (на формальную передачу его ядерного досье в СБ ООН) прекращением переговоров и высылкой из страны международных инспекторов.
С другой стороны, некоторые дипломаты, настаивающие на том, что необходимо надавить на Иран в связи с его ядерной программой, сказали, что их заботит то, что планируемые меры, возможно, окажутся слишком слабыми, чтобы Тегеран воспринял их серьезно.
Дипломаты из нескольких стран, которые рассказали о ситуации, высказывались на условиях анонимности с тем, чтобы они могли более свободно говорить, пока продолжаются переговоры с Ираном.
Администрация Буша (George W. Bush) вот уже на протяжении 2 лет заявляет, что ее конечной целью является передача иранского ядерного досье в СБ ООН для возможного принятия заявления с осуждением этой страны или санкций. Однако пока Соединенные Штаты не торопятся, соглашаясь на то, чтобы Европа продолжала переговоры с Ираном. Это уважительное отношение к европейским усилиям все еще является частью американского подхода к иранской проблеме, несмотря на недавние акции Ирана.
Государственный секретарь США Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) после встречи с комиссаром Европейского Союза (ЕС) по внешней политике и безопасности Хавьером Соланой (Javier Solana) заявила в среду, что "сейчас важно, чтобы Совет управляющих МАГАТЭ перешел к решительным действиям с тем, чтобы Иран знал, что мировое сообщество не смирится с его продолжающимися безнаказанными акциями, направленными против интересов мирового сообщества".
Позже г-н Солана заявил, что европейцы и американцы изучают российское предложение, которое было выдвинуто как альтернатива возможной передаче МАГАТЭ иранского ядерного досье в СБ ООН. Россия предложила, чтобы СБ ООН принял к рассмотрению вопрос Ирана, но без формальной "передачи" МАГАТЭ его ядерного досье.
Вопрос, будет или нет формальная передача МАГАТЭ иранского ядерного досье в СБ ООН, чисто технический, но важный, сказал г-н Солана. Без формальной передачи СБ ООН мог бы обсудить данный вопрос, но не принимать решения о санкциях.
"Передача (иранского ядерного досье) в СБ ООН сама по себе является очень важным решением", - сказал г-н Солана, высказав мнение, что российская идея идет недостаточно далеко. По его словам, в российской идее нет ничего "фундаментально неправильного", однако она подразумевает слишком продолжительную задержку в решении данного вопроса.
"Передача означает, что могут быть правовые последствия рассмотрения этого досье в СБ ООН", - сказал он.
Европейский и американский подход был кодифицирован в проекте резолюции, которая должна быть направлена в МАГАТЭ для возможного утверждения на чрезвычайном заседании 2 февраля с.г. Запад предлагает МАГАТЭ на этом заседании принять решение о передаче ядерного досье Ирана в СБ ООН, затем рассмотреть вопрос в СБ ООН, после чего вернуть досье обратно в МАГАТЭ.
Россия, напротив, предлагает не принимать на заседании 2 февраля никаких официальных решений, но в феврале обсудить вопрос Ирана в СБ ООН, возможно, с участием директора МАГАТЭ Мохамеда эль-Барадеи (Mohamed ElBaradei). Далее МАГАТЭ могло бы снова обсудить вопрос Ирана на своем заседании в марте.
Американские и европейские официальные лица сказали, что их не устраивает откладывание решения иранского вопроса до марта. Иран, как утверждают многие западные специалисты, возможно, через год-другой приобретет способность обогащать уран на центрифугах, что позволит ему изготовить атомный боеприпас.
Г-н Солана и г-жа Райс в среду повторили также, что они не согласятся на последнее предложение Ирана продолжить переговоры по его ядерной программе, если Иран полностью не прекратит свои работы по обогащению урана.
Фактически, сам Иран прервал переговорный процесс, нарушив мораторий на обогащение урана, заявила г-жа Райс, добавив, что "пока существует это положение, как дали мне понять европейцы, говорить почти не о чем".
Великобритания, Франция и Германия, представляющие также всю Европу, вот уже целый год ведут с Ираном переговоры с целью убедить его временно приостановить, а затем и вообще закрыть его программу обогащения урана и предполагаемые работы по созданию ядерного оружия в обмен на экономические и политические уступки и гарантии безопасности со стороны Запада.