Deutsche Welle-TV / Europa Aktuell /20.01.2006
Расизм и нетерпимость к иностранцам - вполне привычные явления для России. Презрение и ненависть обращены, прежде всего, к 'цветным' иностранцам. В конце декабря на улице Санкт-Петербурга было совершено вооруженное нападение на двух африканских студентов. Одному из них посчастливилось убежать, второй был зарезан на месте.
В пригороде Санкт-Петербурга располагается 'тренировочный' лагерь русских неонационалистов. Каждые выходные молодые люди в военной форме приезжают сюда на так называемые 'учения'. На деревьях развешиваются фотографии, которые используются в качестве мишени. У каждого члена организации есть охотничье оружие и амуниция. Многие из них не желают показывать свои лица перед камерой. Но Алексей, один из руководителей организации, не боится высказывать свои соображения в камеру. Он говорит, что они тренируются для поддержания себя в форме.
Алексей (молодой националист): Мы боремся за русскую нацию. Потому что жиды, чернокожие и прочие иностранцы отравляют нашу жизнь: распространяют наркотики, заставляют наших женщин заниматься проституцией. Они разрушают наше общество, потому что это им выгодно. А мы этого не хотим. Мы боремся с этими людьми, и за сохранение нашей нации.
Многие русские националисты готовы не только угрожать, но и нападать. Я показываю Алексею газеты, где можно увидеть множество статей о нападениях на чернокожих иностранцев. Последнее преступление - убийство африканского студента в Санкт-Петербурге. Алексей говорит, что не знает, кто это сделал.
Несколько дней назад группа неонацистов напала на двух студентов из Камеруна. Один из них был зарезан, и умер на месте, истекая кровью. На трубах, находящихся рядом с местом происшествия, кто-то спешно написал краской 'Убейте негра!'. Друг студента и очевидец, которому удалось спастись, рассказывает прохожим о том, что произошло. Студенты из Африки боятся выходить на улицы.
Тони Дулемо (студент из Камеруна): Государство не обеспечивает безопасность иностранным студентов. То, что произошло сейчас, происходит в городе на каждом шагу. Я скажу прямо - они нас уничтожают. Вот я боюсь уже выходить вечером на улицу. Здесь действительно страшно, к сожалению.
После этого убийства, африканские студенты и члены правоохранительных организаций выступили с акциями протеста. Студенты, обернутые в простыни, ложились на асфальт. Так они хотели напомнить о своем убитом товарище. А этот студент обвиняет представителя властей города, поскольку ими практически не принимается мер по борьбе с экстремистскими организациями. Высокий уровень безработицы, недостаточный уровень образования и просветительской работы - вот основные причины процветания экстремизма в России.
Гастон Эдвард (студент из Африки): Никто не объясняет, что мы приезжаем сюда для учебы. Потом мы вернемся на родину. Мы не хотим завоевать Россию. Она нам не нужна.
Это - лишь одна из немногих акций протеста, прошедших на территории России за последний месяц. Студенты пытались донести до россиян, что их сюда пригласили учиться. И помимо прочего им приходится платить за свое обучение. Но неонацистов это абсолютно не интересует.
Алексей (неонацист): Да, мы их позвали. Но это не моя проблема. Африканцы должны продавать свои наркотики у себя дома. Они не русские, чего им тут надо. Они нам здесь не нужны.
После традиционных учений, произошел обряд посвящения новичков в члены организации. Они клянутся никогда не предавать идею. Сколько в России неонацистов - Алексей не смог назвать нам эту цифру. По оценкам правоохранительных организаций их в стране не меньше 50 тысяч. Молодые нацисты поднимают руки вверх и выкрикивают: 'Слава России!'.
На месте полевых учений дует пронизывающий ветер. Ребята укрылись от ветра в нашей машине. Мы спросили, почему милиция и власти не принимают никаких мер по борьбе с их организацией.
Алексей: С ФСБ, например, у нас есть отношения. Насколько тесные - я не знаю. Некоторые поговаривают, что именно ФСБ образовало нашу организацию, потому что мы боремся с теми же, с кем борются они.
Мы спросили, как именно. 'Это секретная информация' - таков был ответ.
Конечно же, неизвестно, действительно ли ФСБ использует неонацистов для борьбы с иностранцами. Единственный вывод, который мы смогли сделать - власти терпимо относятся к правоэкстремистским организациям. Во всяком случае, проводить полевые учения этим ребятам никто не запрещает.