Жак Ширак (Jacques Chirac) никогда не отличался тактическим чутьем. В 1997 году, через два года после избрания на пост президента Франции, он назначил без всякой необходимости досрочные парламентские выборы и тем самым привел к роспуску своего собственного правительства. В марте 2003 года, незадолго до начала войны в Ираке, он резко осадил страны, вступившие в ЕС, и в результате углубил европейский раскол в этом вопросе. В прошлом году он распорядился без необходимости провести референдум по конституции ЕС, понимая, что речь на нем будет в большей степени идти о внутренней, чем о европейской политике, - и с известным результатом.
Теперь Ширак удивляет друзей и врагов в очередной раз. Он грозит государствам, использующим средства террора против Франции или думающим о применении оружия массового уничтожения, нанесением точечных ядерных ударов. Ссылки на 'попытки определенных государств, создавать атомное оружие вопреки договорам', без всяких сомнений адресованы Ирану. Иными словами, спонтанное изменение французской ядерной доктрины должно, как это можно предполагать, иметь устрашающее воздействие. Или, по меньшей мере, повысить готовность Тегерана к компромиссу на новых переговорах о его сомнительной ядерной программе. Это, разумеется, было невозможным уже после недавних высказываний аятоллы Али Хаменеи (Ali Khamenei).
После угрозы Ширака этот шанс будет нулевым. Поскольку у тех ястребов в Иране, которые хотят ядерного оружия, - а такие силы, без сомнения, существуют - есть теперь желанное доказательство правильности их (абсурдного) утверждения, будто Запад хочет поставить страну в безвыходное положение. То, чего Джордж Буш (George W. Bush) добился войной в Ираке, по-своему делает Жак Ширак: он сам способствует развитию тех реалий, с которыми следует бороться.