В этом году Лондон станет местом проведения, пожалуй, одного из крупнейших первичных размещений акций (IPO) в истории - российский гигант "Роснефть" планирует организовать свой западный дебют на Лондонской фондовой бирже. Российское правительство надеется, что IPO принесет около 18 млрд. долларов, что приблизительно равно рекордному на настоящий момент результату, продемонстрированному NTT DoCoMo во время ее дебюта в 1998 г.
Ожидается, что "Роснефть" получит листинг в июне. Это станет одним из самых ощутимых вознаграждений для финансовых рынков Лондона, оказавших радушный прием российским и среднеазиатским компаниям, поднявшимся на волне бума в энергетическом и сырьевом секторах. Даже несмотря на обеспокоенность, связанную с влиянием Кремля на компании и рынки, лондонские банкиры упорно развивали связи с российскими фирмами.
Лид-менеджерами выпуска "Роснефти" будут четыре банка - ABN Amro, Dresdner Kleinwort Wasserstein, J. P. Morgan Chase и Morgan Stanley, сообщили участвующие в переговорах источники. Их комиссионные могут превысить 200 млн. долларов.
"Роснефть" - не единственная компания из России, которая планирует получить листинг на Лондонской бирже в этом году. Ожидается, что в 2006 г. Лондон обгонит Нью-Йорк, организовав большую часть из почти сотни запланированных размещений акций российских компаний. Листинги акций из России, Казахстана и Китая в Лондоне уже принесли крупнейшим банкам мира сотни миллионов долларов комиссионных.
Однако этот денежный дождь вызывает обеспокоенность по поводу того, что конкурентное преимущество Лондона частично заключается в менее строгих, по сравнению с Соединенными Штатами, требованиями.
В частности, государственная "Роснефть" в прошлом году подвергалась суровой критике за приобретение ключевого актива "ЮКОСа" по заниженной цене, что было сделано в рамках попыток правительства консолидировать природные ресурсы и наказать Михаила Ходорковского, владельца "ЮКОСа". После проведения IPO государство сохранит контроль над "Роснефтью", а потому вопросы корпоративного управления в компании вызывают тревогу.
"Единственный акционер, чьи права в России соблюдаются, - это государство. Как можно им доверять?" - говорит Джеффри Вуд (Geoffrey Wood), профессор экономики лондонской бизнес-школы Касс. Недавние события, в том числе прекращение "Газпромом" поставок газа на Украину, свидетельствуют о непредсказуемости таких компаний, считает он. И даже если банки и инвесторы провели необходимую экспертизу и получили проспекты эмиссии, где прописаны права миноритарных акционеров, "нет никакой гарантии, что правила не изменятся", добавляет эксперт.
В ноябре компания Deloitte & Touche оценила "Роснефть" в 48 млрд. долларов, тогда как сумма, ранее названная Morgan Stanley, составляла всего 26 млн. долларов. Такой резкий скачок в цене компании удивил многих.
"Мы считаем, что Кремль отчаянно хочет получить крупную сумму от IPO "Роснефти"", - писали в ноябре аналитики Rye, Man & Gor Securities. Следует добавить, что инвесторы, приобретающие акции российских и среднеазиатских компаний, уже зарегистрированные в Лондоне, считают риски этих бумаг высокими.
"Не следует забывать, что это все-таки рискованные активы, и все должны об этом помнить, - говорит Том Киршмайер (Tom Kirchmaier), эксперт по корпоративному управлению Лондонской школы экономики. - Корпоративное управление означает не сокращение риска ценной бумаги, а регулирование рынка с тем, чтобы видеть, что происходит".
По данным Dealogic, в 2005 г. компании с развивающихся рынков разместили в Лондоне акции на сумму более 13 млрд. долларов. Среди них были и крупнейшие размещения в истории биржи. Нью-Йорку первичные и вторичные размещения акций таких компаний принесли 15,4 млрд. долларов, но ожидается, что в этом году американская биржа уступит британской.
В Нью-Йорке отмечают, что многие компании, получающие листинг в Лондоне, не соответствуют американским требованиям. "Мы не можем за них конкурировать, хотя и желаем им добра", - говорит исполнительный вице-президент Нью-йоркской биржи Норин Кулхейн (Noreen M. Culhane).
Кроме "Роснефти", крупные размещения в этом году ожидаются от казахского государственного нефтяного концерна "КазМунайГаз" и российской сталелитейной компании "ЕвразХолдинг". Однако на рынок выходят не только энергетические и сырьевые компании - сюда стремятся и производители потребительских товаров.
"Один из факторов, вызывающих недовольство международных инвесторов в России, - это то, что 80% рыночной капитализации российской фондовой биржи составляют энергетические и сырьевые компании, - объясняет Пол Рафаэл (Paul Raphael), глава группы европейских фондовых рынков Credit Suisse First Boston. - Люди стремятся заставить деньги работать в России, чтобы получить выгоду от роста российской экономики и доступ к российским потребителям".
Многие консультанты считают, что преимущество Лондона перед Нью-Йорком заключается только в различии требований.
"Считается, что в Лондоне проще провести IPO и при этом не нужно идти на компромисс в плане стандартов качества или защиты инвесторов", - говорит Саймон Кокс (Simon F. T. Cox), партнер лондонской юридической фирмы Norton Rose.
Другими причинами привлекательности Лондона называют обеспокоенность тяжбами между акционерами в США и роль британской столицы как второго дома для россиян. В городе крутятся огромные деньги из России - богатые россияне уже скупили часть самых фешенебельных домов и ведущую футбольную команду, а в дорогие бутики набрали русскоговорящий персонал.
Кроме того, Лондонская биржа проводит агрессивную маркетинговую кампанию для привлечения фирм из Азии, России и Восточной Европы. Здесь работают представители 14 стран, говорящие на 17 языках, рассказывает Трейси Пирс (Tracey Pierce), глава отдела корпоративного обслуживания биржи, которая отвечает за привлечение иностранных компаний для листинга. И хотя Россия представит крупнейших дебютантов года, только этим регионом фондовый рынок не ограничивается.
"Мы видим огромные возможности по всей Азии, в частности в Южной Корее", - говорит Пирс.
Большинство иностранных компаний, регистрирующихся на бирже, включая "Роснефть", планируют торговать глобальными депозитарными расписками (ГДР), которые представляют собой приблизительный аналог американских депозитарных расписок (АДР). Однако для торговли АДР компания должна придерживаться американских стандартов бухгалтерской отчетности, тогда как компании с лондонскими ГДР могут следовать стандартам своей страны и не обязаны представлять ежеквартальные отчеты. (Впрочем, "Роснефть" уже перешла на американские стандарты отчетности.)
"Фактически ГДР - это как страна ковбоев: все, что хочешь, может сойти с рук", - говорит лондонский банкир, в последний год работавший с выпусками акций нескольких компаний с развивающегося рынка и пожелавший остаться не названным, опасаясь потерять работу.
Инвесторы утверждают, что не делают особой разницы между компаниями, зарегистрированными в Лондоне и в Нью-Йорке. "Мы полностью доверяем лондонским листингам, - говорит Аллан Конуэй (Allan Conway), глава отдела акций мировых развивающихся рынков лондонского офиса Schroders. - В отношении ГДР или АДР у нас нет предпочтений". По его словам, "с точки зрения качества инвестиций, различий между ними нет".