С дьявольским расчетом и позерством, достойным героя приключенческого романа, Усама бен Ладен напомнил вчера миру о том, что он еще жив и продолжает определять приоритеты мировой политики. Конечно, существует целый ряд вопросов по поводу подлинности последней видеозаписи и времени ее осуществления, на которые нужно ответить до того, как мир вынесет взвешенное суждение о послании бен Ладена. Но не вызывает сомнения то, что это очередной наглый, удачный, рассчитанный на публику политический ход высокого порядка. Самый разыскиваемый в мире человек еще раз продемонстрировал свою непревзойденную способность показывать язык Америке, ведущей на него охоту глобального масштаба. Хотим мы этого или нет, но вчерашняя пленка придаст новый блеск легенде бен Ладена как в кругу его почитателей, так и в кругу его врагов.
На первый взгляд, в его недавней акции телевизионной непокорности можно выделить четыре заслуживающих внимания момента. Первый состоит в простой попытке напомнить миру, что бен Ладен еще в игре. Прошло почти 14 месяцев с момента его последнего видеообращения. 2005 год закончился, а мир так и не услышал от него за год ни слова. Появились слухи о том, что молчание террориста N1 может означать несколько вещей: бен Ладен мертв, серьезно болен или загнан в угол. Сейчас, с приходом нового года, это выступление еще раз высвечивает знакомый всем чрезмерный оптимизм, характерный для войны с террором под руководством Америки с момента терактов 11 сентября. Второй момент - это удивительный по точности выбор времени для видеовыступления. Прошло меньше недели после нанесения американцами воздушных ударов по пакистанской деревне Дамадола, целью которых было уничтожение заместителя Усамы бен Ладена Аймана аль-Завахири (Ayman al-Zawahiri). Возможно, это просто удачное совпадение, играющее на руку "Аль-Каиде" - трудности, связанные с передачей видеопленки каналу "Аль-Джазира", и реальная возможность обнаружения говорят о том, что вряд ли запись была сделана на прошлой неделе. Однако такое совпадение по времени дает бен Ладену возможность еще раз посмеяться над своими преследователями.
Однако значение имеет не только сам факт обращения. Важно также и его содержание. Здесь можно выделить два таких момента, как кнут и пряник "Аль-Каиды". Пряник заключается в предложении "Аль-Каиды" о перемирии. Соединенные Штаты и их союзники должны уйти из Ирака и Афганистана, а взамен террористы объявят своего рода прекращение огня на Западе. Не следует относиться к этому предложению серьезно, ибо оно даст "Аль-Каиде" время и возможности для планирования новой террористической кампании. Однако в этом послании есть некая политическая заявка, которую нельзя полностью игнорировать, поскольку она призвана вызвать у части Запада наивную веру в то, что переговоры с бен Ладеном дадут какой-то выход из обстановки страха и озабоченности проблемами безопасности, доминирующей сегодня в нашем мире.
И из этого вытекает последний заслуживающий внимания момент. Красной строкой в послании бен Ладена проходит угроза проведения новых террористических нападений на американских граждан на их родине. Такая угроза отнюдь не усиливает позиции тех, кто хочет умиротворить террористов, она делает как раз обратное. Она играет на руку тем, кто хочет, чтобы вопросы безопасности подавляли все прочие соображения. Но так быть не должно. Если говорить конкретно, речь идет о вчерашней утечке информации из министерства иностранных дел. Интересы безопасности не должны иметь больший приоритет, чем обеспокоенность общества возможным участием Великобритании в перевозке подозреваемых в совершении терактов на территорию третьих стран, где они могут подвергнуться пыткам.
Меморандум министерства иностранных дел отнюдь не свидетельствует об уверенности официальных лиц в незаконности игнорирования норм правосудия при переправке подозреваемых в терроризме в те страны, где их могут подвергнуть пыткам. В связи с этим важное значение имеют заверения Кондолизы Райс (Condoleezza Rice) в том, что Соединенные Штаты Америки не будут действовать вопреки собственному, подтвержденному конституционно, отказу от пыток. Это гораздо более узкое по своему содержанию определение, нежели обязательства, которые накладывает Конвенция ООН против пыток и Европейская конвенция о защите прав человека. Такое заверение может означать следующее: то, что незаконно с точки зрения ООН и Европы, может быть законно с точки зрения США. Госпожа Райс говорит, что Европа помогает "выводить из обращения" террористов. Правительство Великобритании утверждает, что у него нет свидетельств о полетах самолетов, перевозящих преступников с целью их выдачи. Может быть, оно предпочитает не разрешать это противоречие. Но нельзя давать ему поблажки из-за вмешательства бен Ладена.