По поводу статей Джорджа Меллоуна (George Melloan) от 17 января "Серьезнее относиться к Ирану" ("Getting Serious About Iran") и заместителя премьер-министра и министра обороны Российской Федерации Сергей Иванова "Россия должна быть сильной" (редакционная страница, 11 января).
Я согласен с выводом господина Меллоуна о том, что мы должны быть готовы в политическом и военном отношении к тому, чтобы противостоять серьезной угрозе региональной и глобальной стабильности, представляемой Ираном. Эта угроза за несколько лет способна достичь "критической массы", если уже сегодня не предпринять срочных и решительных действий, чтобы остановить Иран. И в таких действиях мы опять можем оказаться в одиночестве.
Россия и Китай в этом уравнении по противодействию являются двумя неизвестными. Угроза Ирана прекратить добычу нефти в случае введения санкций Совета Безопасности ООН самое большое воздействие окажет на Россию и Китай в связи с наличием у них технических и энергетических контрактов с Тегераном, хотя и для остального мира она также имеет значение. Как мне кажется, нам не следует рассчитывать на то, что эти страны поддержат прямую интервенцию, даже если это будет интервенция коалиционных сил. Самый лучший результат, на который мы можем надеяться, это то, что во время голосования по данному вопросу в Совете Безопасности они воздержатся.
Господин Иванов очень убедительно заявляет, что Россия будет продолжать свою собственную оценку угроз и подготовку к обороне. Не упоминая конкретно тот театр военных действий, который вызывает наибольшую озабоченность Москвы (Чечня), Иванов подтверждает стремление России к гегемонии в зоне своих интересов. Можно ли воспринимать это как предупреждение Западу не совать свой нос, куда не надо? Он говорит об "упреждении" возникающих угроз. Говорит ли это о том, что русские признают наличие быстро усиливающейся угрозы со стороны Ирана, готовы согласиться на такое "упреждение" и даже на участие в нем? Или, быть может, у них есть определенные "обязательства", которые они должны выполнять? Если мы надеемся на создание более прочного мира на Ближнем Востоке и на развитие этого региона, мы не должны допустить, чтобы в обозримом будущем Иран стал членом ядерного клуба. От этого зависит укрепление демократии в Ираке и прогресс во взрывоопасных отношениях между Израилем и Палестиной.
Если Иран перейдет на добычу нефти лишь для собственных нужд, захотят ли, смогут ли другие нефтедобывающие страны региона увеличить производство, чтобы нейтрализовать то серьезное воздействие на рост цен, которое неизбежно последует? Их ответ на деле покажет, кто наши настоящие друзья.
Можем ли мы создать 'Pax Americana' - такой мир, который будет удерживаться от сползания в войну благодаря усилиям США? Сегодня наш мир очень близко подошел к краю пропасти, и я считаю, что только мы можем остановить катастрофу. И такая наша способность обязывает нас делать это - делать во благо.
Шон О'Хара (Sean O'Hara)
Вентура, штат Калифорния