Дьявол необходим для нормального развития вселенной. Тем более, что ангел-хранитель уже давно вышел из моды, про него рассказывают только детям. А дьявол, будь то собирательный или конкретный образ, стал сейчас самым дешевым козлом отпущения, он всегда под рукой, к тому же с ним так просто договориться. На него спокойно можно свалить все наши ошибки, промахи и прочие глупости, за которые мы не хотим отвечать. В кино, театре, политике сейчас полно таких вот чертей, один зловреднее другого, несущих одни лишь страдания нашему несчастному человеческому роду. Когда-то все происходило, как в одной старой песне, по вине Вольтера или Руссо, а сейчас, все чаще, по вине американцев, чья страсть к разрушению проявляется уже в планетарных масштабах и обратила в пыль нашу культуру. Однако, в прошлом веке эти самые американцы как минимум дважды помогли нам сохранить лицо: в 1918 г. благодаря им мы смогли завершить наполовину выигранную войну, а в 1944 г. сгладить последствия подчистую проигранной войны. Конечно, это не значит, что теперь мы должны быть им вечно благодарны, но можно хотя бы иногда вспоминать об этих любезно оказанных услугах ценой в несколько сотен тысяч человеческих жизней.
Однако, как только закончились военные действия и заработал план Маршалла по восстановлению Европы, все заборы Франции и Наварры уже были расписаны воинственными призывами 'US Go Home'. Все только и мечтали о том, когда же, наконец, уедут эти так надоевшие нам военные, которых уже начали считать оккупантами. Действительно, в то время ходил слух, и из политических соображений его не опровергали ни де Голль, ни коммунисты, что фактически Франция была освобождена собственными силами, а войска союзников всего лишь оказали им незначительное содействие. Движение Сопротивления, 2-я танковая дивизия, Африканский корпус были на слуху, янки же оказались в стороне. Сначала их никто не замечал, потом начали бросать недоверчивые взгляды в их сторону, а потом дошло до того, что некоторые их возненавидели. Позже, во время войны в Корее, на американцев посыпались бездоказательные обвинения в том, что они наслали на ни в чем не повинных корейцев вирус оспы. Роже Вайян (Roger Vailland) даже написал на эту тему глупейшую пьесу. По правде говоря, интеллигенция никогда не испытывала особой нежности к американцам.
Уже одна только мысль о том, что французы могут когда-нибудь уподобиться лавочникам из Цинциннати, не давала Стендалю спать. Злобствующие антиамериканские настроения в одинаковой мере наблюдались как в левых, так и в правых кругах. Жан-Поль Сартр (Jean-Paul Sartre) и Марсель Эме (Marcel Ayme), которых никак нельзя заподозрить в принадлежности к одному лагерю, удостаивали американскую цивилизацию одинаково косых взглядов. Монтерлан (Montherlant) же сравнивал США с язвой, которая потихоньку распространяется на весь мир. Как видите, в выражениях тогда не стеснялись! Так что чертям никогда не было легко. Проклятия в адрес Джорджа Буша-младшего ведь тоже не новость, в эпоху холодной войны американский генерал Риджуэй (Ridgway) вообще получил прозвище 'чума'. Наверное, наши предки галлы испытывали столь же смешанные чувства по отношению к римскому господству, как мы сейчас по отношению к американскому. Это чувства слабого и безоружного человека по отношению к слишком сильному, слишком богатому, активному, влиятельному своему собрату, который его попросту не замечает. Нациям, как и простым индивидам, для выживания необходимо чувство самодостаточности. Американцы же, как всегда, перебежали нам дорогу.
У нас есть и более скромные, более привычные черти. Их производством ежедневно занимаются средства массовой информации, в особенности эмоциональное, несдержанное и совершенно иррациональное телевидение. В последнее время, из-за двух случайно вылетевших слов, в черти записали Николя Саркози (Nicolas Sarkozy - назвал зачинщиков беспорядков 'отребьем' - прим. перев.). Им, как красной тряпкой перед быком, помахали перед разъяренными молодыми бунтарями, помирающими со скуки в своих унылых пригородах, после чего они радостно подожгли еще несколько машин. Так министр внутренних дел оказался одновременно причиной и смягчающим обстоятельством этих единичных инцидентов, столь широко освещенных во французской прессе. Чертика вытащили из своей табакерки и поскорее запрятали обратно. Жан-Мари Ле Пен (Jean-Marie Le Pen) - тоже видный представитель дьявольского племени, хотя и немного постаревший. Миттеран в свое время очень умело его использовал, а Жак Ширак так и вообще обязан ему своим триумфальным переизбранием на второй срок. Ле Пен принадлежит к особенно распространенной породе чертей, которыми принято пугать.
Но по-настоящему крупного успеха черти добились в США - ведь это не только наше изобретение. Один из самых ярких образов лукавого - Усама бен Ладен, который наверняка сейчас прогуливается где-нибудь в волшебных садах Аллаха с бомбой под мышкой. Длинная козлиная борода, горящие глаза и сероватое лицо (ему не хватает только копыт) - да он сам дьявол во плоти. Ведь дьявол должен обладать соответствующей внешностью для того, чтобы хорошо сыграть свою роль. Ледяной и невозмутимый Владимир Путин, который сейчас пытается, как может, собрать по кусочкам рассыпающуюся Россию, тоже хорошо подошел бы на эту роль. И все было бы, как в старые добрые времена, когда у дьявола было две головы, одна в Вашингтоне, а другая в Москве. Но не стоит забывать о том, что наши соседи тоже видят в нас черта. Возьмите любую из тех влиятельных, претендующих на благовоспитанность популярных газет, которыми услаждают свой досуг англичане, и вы сразу в этом убедитесь. Черти у каждого свои.