Хотя американские и европейские чиновники пытаются добиться передачи иранского досье в Совет Безопасности ООН, они обещают, что серьезное наказание Тегерану не грозит. Пока.
После решения Ирана возобновить попытки по обогащению урана - процесс, который может оказаться большим шагом на пути к созданию ядерного оружия, - у страны осталось очень мало друзей. Тем не менее существуют реальные причины не спешить с введением международных санкций. Будучи вторым по величине производителем нефти в ОПЕК, Иран обладает значительными экономическими рычагами. Он также может извлечь выгоду из так называемого "эффекта Ирака". Многие опасаются, что любое действие ООН, если не будет должным образом ограничено и продумано, может привести к еще одной войне под предводительством США.
Даже призывая к конфронтации с Тегераном, американские чиновники в частных беседах признают, что не знают, как отрегулировать политические или экономические санкции, чтобы оказать максимальное давление на иранское руководство и при этом не оттолкнуть от себя ориентированную на реформы, проамериканскую общественность страны. В последние недели Вашингтон и Лондон начали подумывать об агрессивной пиар-кампании в Иране с целью противодействовать определенным попыткам Тегерана возродить сильные националистические настроения.
Открытые и завуалированные угрозы рикошетят по Ближнему Востоку и Европе, а администрация Буша кажется гораздо более сдержанной.
В пятницу Иран заявил, что добивается от ОПЕК сокращения добычи нефти, а иранские чиновники делали противоречащие друг другу утверждения относительно того, начала ли страна выводить валюту из иностранных банков, чтобы избежать санкций. На прошлой неделе, в выступлении о ядерном сдерживании Франции, президент Жак Ширак предупредил, что любое государство, рассматривающее возможность применения "против нас террористических средств", может получить ядерный удар в ответ. Некоторые расценили эту угрозу как адресованную непосредственно Тегерану. А министр обороны Израиля заявил, что его страна "не сможет смириться с наличием у Ирана ядерных сил".
Американские и европейские чиновники говорят, что в следующем месяце, на заседании совета 35 директоров Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) в Вене, надеются получить достаточно голосов для передачи иранского досье в ООН. Россия по-прежнему требует отложить этот шаг хотя бы до марта, и западным дипломатам еще предстоит решить, стоит ли ждать согласия Москвы, которое может никогда не материализоваться.
Надеясь несколько развеять распространенные опасения, британский министр иностранных дел Джек Стро неоднократно повторял, что военные действия против Ирана не рассматриваются "как вариант" ни Великобританией, ни Соединенными Штатами.
Американцы предпочитают высказываться менее определенно, но и они подчеркивают, что давление на Иран будет усиливаться "постепенно", "шаг за шагом", и что дискуссии о санкциях вряд ли начнутся раньше, чем через несколько месяцев.
Как отреагирует Иран, предсказать сложно. В течение двух лет ему удавалось избегать передачи своего досье в ООН, благодаря ряду сделанных в последний момент уступок. К тому же, Россия - при поддержке США и Европы - по-прежнему предлагает компромисс: перерабатывать иранский уран в низкообогащенное топливо для электростанции на российской территории.
Иран утверждает, что его ядерная программа исключительно мирная. Но президент Махмуд Ахмадинежад (Mahmoud Ahmadinejad) ясно показал свое презрение к мнению международного сообщества и не выразил особой заинтересованности в предложении Москвы. Его правительство, в прошлом году заработавшее миллиарды долларов на экспорте нефти, продолжает богатеть, поскольку любое дерзкое заявление приводит к росту цен на международных рынках. Если кризис обострится, Иран рискует отпугнуть другие компании. Так, представитель швейцарского банка UBS AG уже заявил, что его кредитная организация прекращает ведение дел с резидентами Ирана.
Аббас Милани (Abbas Milani), эксперт по иранской политике Института Гувера при Стэнфордском университете, считает, что иранские руководители уверены, что "уже скупили китайцев и русских" за нефть и другие финансовые сделки. К тому же "они уверены, что если цена на нефть поднимется достаточно высоко, европейцы отступят".
Правительства США и европейских стран начали предварительные обсуждения плана действий на случай, если дело Ирана будет передано в Совет Безопасности. По их словам, скорость любого шага будет зависеть от реакции Тегерана - покажет ли он заинтересованность в компромиссе или выполнит свои угрозы перестать сотрудничать с инспекторами ООН или начать массовое обогащение урана.
В нынешней ситуации наиболее вероятным первым шагом будет или заявление президента (этот документ менее формальный, но требует согласия всех 15 членов Совбеза), или резолюция (для принятия которой необходимо девять голосов "за" и ни одного вето). В любом случае Иран призовут приостановить обогащение урана, возобновить переговоры с Европой и предоставить больший доступ инспекторам МАГАТЭ, а также ответить на их вопросы.
Учитывая нервозность Китая и России, потрясающих своим правом вето, первая попытка вряд ли будет включать хоть какую-то угрозу санкций. Но американские и европейские дипломаты говорят, что, возможно, будут требовать принятия первой резолюции в соответствии с главой 7 Устава ООН, которая предоставляет Совбезу право требовать от своих членов действия для "восстановления международного мира и безопасности". Поскольку еще слишком свежи воспоминания о дебатах по Ираку, Россия, Китай и другие члены Совбеза могут воспротивиться, опасаясь, что применение главы 7 станет первых шагом, к резолюции о "всех необходимых мерах", открывающей дорогу для военных действий.
По словам чиновников, в случае, если Иран не подчинится, возможно принятие еще одной или нескольких резолюций, предупреждающих о вероятных санкциях, без их непосредственного применения. Как заметил один высокопоставленный американец, в прошлом году Совету Безопасности потребовалось восемь месяцев и две резолюции, предупреждающие о возможности "дальнейших действий", чтобы заставить Сирию сотрудничать в расследовании убийства бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири (Rafik Hariri). Пока никакие санкции против страны введены не были.
Что касается вопроса о том, каких мер могут требовать США и Европа, чиновники говорят, что начать можно будет с запрета на зарубежные поездки ключевых членов иранского правительства и запрета на поставки по ядерным и ракетным программам Ирана, включая поставки любым подставным компаниям. Здесь, однако, возникнет сложный вопрос о том, запретить ли России и далее участвовать в строительстве гражданской атомной электростанции в Бушере, которая уже почти завершена. Этот шаг не только вызовет возражения Москвы, но и подтвердит заявления иранского руководства, что Запад стремится лишить страну мирной атомной энергии, говорят дипломаты.
США и Европа также могут потребовать заморозить финансовые активы ключевых членов правительства и запретить продажу военной продукции и продукции двойного назначения. Более суровые санкции могут включать запрет на инвестиции в нефтяную отрасль Ирана и даже продажи оборудования для нефтегазовой сферы.
Пойдут ли на это Россия и Китай, неизвестно. Три года назад МАГАТЭ представила в Совбезе досье Северной Кореи, но из-за противодействия Китая никаких шагов принято не было. Кроме того, США и Европа признают, что не знают, какая из вышеназванных мер может заставить Тегеран пойти на попятную.
Милани выступает за "умные санкции" - наступление на правительственные финансы и торговлю продукцией, связанной с военной или ядерной сферами, - при одновременном усилении контактов и торговли с гражданским обществом Ирана в надежде вызвать к жизни демократическое движение. Он признает, что проведение такого курса может оказаться политически сложным для США, особенно в условиях конфронтации; к тому же могут потребоваться годы, чтобы такие меры принесли плоды.
Тем не менее, Милани сомневается, что любое внешнее давление, даже полный запрет на импорт бензина в Иран и экспорт нефти и газа из страны, заставит Ахмадинежада и его окружение умерить свои ядерные амбиции.