Грузия обвинила Россию в энергетическом шантаже. Резкое заявление прозвучало из уст президента страны Михаила Саакашвили после того, как на российской территории был подорван газопровод и ЛЭП, идущие в Грузию. Россия пообещала сделать все, чтобы как можно скорее восстановить поставки газа и электричества в страну, переживающую неимоверные холода.
В воскресенье на двух ветках газопровода в районе селения Верхний Ларс в Северной Осетии сработали взрывные устройства мощностью 700-800 граммов в тротиловом эквиваленте. А в ночь на понедельник в Карачаево-Черкессии был совершен подрыв пяти опор ЛЭП 'Кавкасиони', сообщает Би-Би-Си. В результате взрывов в Грузию полностью перестал поступать российский газ и сократились поставки электричества. Российские власти обвиняют в организации диверсии неназванные экстремистские группировки. В Грузии в этом склонны винить саму Россию.
Михаил Саакашвили назвал происшедшее 'актом саботажа' в отношении энергосистемы Грузии. 'Объяснения российской стороны нас не удовлетворяют - они противоречивы', - заявил грузинский президент. По его словам, 'все это происходит на фоне постоянного давления на Грузию'. Он также добавил, что Грузия 'готова к партнерским отношениям, но не будет терпеть угроз и шантажа'. В 'Газпроме' лишь традиционно призвали 'не политизировать вопрос' об аварии. В свете недавнего газового кризиса с Украиной цена подобным призывам известна. (По мнению большинства экспертов, именно Москва политизировала энергетические отношения с Киевом). Однако следует признать, что после репутационного поражения в споре с Украиной (страны Евросоюза были более чем разочарованы 'газовыми маневрами' Кремля) Россия меньше всего заинтересована в том, чтобы вновь оказаться в эпицентре международной критики. И последующие события как раз об этом свидетельствовали: 'Газпром', в частности, обязался в кратчайшие сроки отремонтировать трубопровод, чтобы возобновить подачу газа. Российские газовики планируют уложиться в трехдневный срок. Зачем, казалось бы, стороне, как будто инспирировавшей саботаж против соседнего государства, пытаться в оперативном порядке ликвидировать последствия аварии?
Эксперты, опрошенные 'Днем', также склоняются к мнению, что Михаил Саакашвили поспешил сделать свое жесткое заявление, не обнародовав при этом никаких веских аргументов. 'Саакашвили вообще чрезвычайно свойственно делать провокационные заявления. Последнее его выступление, я считаю, носит безответственный характер, потому что никаких данных, кроме в высшей степени косвенных, в пользу того, что Россия сама инспирировала эти взрывы, он не представил', - высказала свое мнение российский эксперт по внешней политике, главный редактор журнала Pro et Contra Мария ЛИПМАН. Она считает, что 'Саакашвили пытается воспользоваться возникшей ситуацией, чем бы она ни была вызвана, для того, чтобы еще раз привлечь внимание Евросоюза к тому, что Россия - ненадежный партнер'. По ее словам, президент Грузии пытается извлечь для себя некую политическую выгоду в сложившихся условиях.
Частично с этим мнением согласилась эксперт из Тбилиси Маргарита АХВЛЕДИАНИ, представляющая Институт войны и мира. 'Заявление Саакашвили - это лишь одна из версий. Я лично не стала бы считать ее основной. Во всяком случае было преждевременно утверждать однозначно, что все было инспирировано в Москве, до того, как будет проведено расследование. Я бы предпочла, чтобы были представлены жесткие аргументы и только потом делались такие заявления', - считает она. Какие цели мог преследовать Саакашвили, высказывая подобную позицию? 'Большую роль сыграл эмоциональный фактор, потому что отключили газ в период, когда началось сильнейшее похолодание. Отключение газа сейчас - просто смерти подобно. Такая экстремальная ситуация, когда правительство сумело хорошо подготовиться к зиме, наверное, и вызвала эмоциональную реакцию', - говорит эксперт. Однако, по ее мнению, дело здесь не в президентском рейтинге, а в том, что 'последнее заявление полностью накладывается на новую канву отношений Грузии и России'. Маргарита Ахвледиани сообщила, что сейчас 'все грузинское общество испытывает чувство постоянного прессинга со стороны России'. В первую очередь, по ее словам, это связано с ситуацией в зонах конфликта - в частности, в Южной Осетии.
Впрочем, нельзя сказать, что отношения Грузии и России обострились лишь в последнее время. Напряженный тон для контактов Москвы и Тбилиси был характерен еще во времена экс- президента Эдуарда Шеварднадзе. Во многом эта конфликтность связана именно с благосклонной политикой России в отношении сепаратистских режимов страны - абхазского и южноосетинского. Полное недоверие, наверное, самая мягкая характеристика двусторонних отношений России и Грузии. Возможно, с этим и связана реакция Тбилиси: мол, все равно ничего не изменится. . .
Последняя ситуация тому пример. И в Грузии, и в России, похоже, уже забыли, с чего, собственно говоря, начался весь скандал. Сейчас накал страстей перенесся на всю палитру отношений. Обмен резкими словами, которые сложно отнести к дипломатический лексике, набирает обороты. В российском МИДе оценили комментарии грузинского лидера не иначе как 'истерика и вакханалия'. В ответ прозвучало заявление спикера парламента Грузии: 'Российская политика не заслуживает никакого уважения. МИД любой нормальной страны выразил бы сожаление из-за того, что на ее территории произошли диверсии, и люди в суровое зимнее время остались без света и тепла, а уж потом можно и высказать критику, но в более или менее цивилизованной форме'.
N7, вiвторок, 24 сiчня 2006