За последние двадцать четыре часа в мировых СМИ появились две новости, в которых фигурирует Россия - вне всякого сомнения, по случайному совпадению. Однако же обе они заставляют задуматься, а, задумавшись - испугаться.
Сначала президент Грузии Михаил Саакашвили заявляет, что именно Россия несет ответственность за диверсии на газопроводах и станциях электропередачи, обслуживающих его страну. Правда, в поддержку своего заявления президент никаких фактов не привел, ввиду чего Кремль с удовольствием и полным правом поднял его на смех. Но разве напряженность между Москвой и Тбилиси не сохраняется уже в течение двух лет, со дня грузинской 'революции роз', и разве Россию не обвиняли много раз в попытках вмешиваться в дела этой бывшей советской республики?
В любом случае, чуть ли не с Рождества мировая пресса только и говорит, что об экспорте российских энергоносителей - именно тогда российский государственный газовый гигант 'Газпром' вчетверо повысил стоимость газа для Украины, к власти в которой в результате поддержанной Западом 'оранжевой революции' пришел Виктор Ющенко. Этот кризис был быстро погашен, но беспокойство по поводу зависимости постсоветского 'ближнего зарубежья' России, да и большей части Западной Европы, от импорта российских газа и нефти, тем не менее, осталось.
Таким образом, 'дело о грузинском газопроводе' - как-то оно еще закончится, подтвердится ли? - начинает новую эру подозрений в адрес России, на сей раз в общественном мнении, что она использует энергоносители для давления на соседние страны.
Второе дело - обвинение Великобритании в том, что в Москве работали ее разведчики - уже более 'старого образца', несмотря на фигурирующие в нем, как говорят, вполне новые шпионские технологии. Правда, слова о 'старом образце', конечно, нужно принимать с некоторой натяжкой, поскольку нынешняя ФСБ, преемница 'старого' КГБ, ведет речь уже не о вербовке разведкой больших чиновников, как во времена Смайли (Джордж Смайли - популярный герой шпионских романов Дж. Ле Карре - прим. перев.), а о поддержке ею российских неправительственных организаций, которых тогда, ясное дело, не было, но к которым сегодня российская власть относится не лучше, чем относилась бы тогда советская.
Неудивительно, что и со стороны британского правительства никаких подтверждений не поступило. Хотя ни для кого не секрет, что Великобритания, как и Европейский Союз, как и Соединенные Штаты, поддерживала - и поддерживает, так как считает это правильным - развитие в России гражданского общества, независимых средств массовой информации и независимой судебной власти, это делается открыто такими организациями, как Фонд 'Вестминстер' (Westminster Foundation), Европейская комиссия и Фонд Форда (Ford Foundation), а не такими, как МИ-6 или ЦРУ.
Трудно с уверенностью сказать, что происходит на самом деле, но можно сказать наверняка, что все, что мы видим, тесно связано с наступлением Кремля на НПО, которое добавило еще одно звено в цепочку доказательств российского 'авторитарного дрейфа' и стремления построить в стране 'управляемую демократию' - а ведь именно по этим вопросам у Владимира Путина возникают самые серьезные разногласия с обычно потворствующими ему западными друзьями - в особенности с начала января этого года, когда он заступил на пост председателя 'Группы восьми'.
В ответ на все претензии Путин заявляет, что российским НПО необходимо более жесткое регулирование, чтобы иностранные элементы не могли, прикрываясь ими, подрывать устои российской государственности. И вот - как удобно - появляются новые джорджи смайли, с руками по локоть в дерьме, и именно этим и занимаются. И вот это уже никакое не совпадение.