Роберт Макфарлейн был советником по национальной безопасности президента США Рейгана (Reagan), а сегодня возглавляет фирму по развитию инфраструктуры энергетики и территорий. Джеймс Вулси в 1993-1995 гг. был Директором центральной разведки, а сегодня является вице-президентом компании "Booz Allen Hamilton".
23 января 2006 года. Немногим более года назад мы помогли большому числу различных групп в Соединенных Штатах в организации усилий по привлечению внимания общественности к потенциальным опасностям двух нарождающихся тенденций, которые могут подорвать мировую экономику. Этими тенденциями, влияющими на цену и доступность энергоносителей, являются: растущий с темпом выше расчетного спрос на нефть в Китае, Индии и других развивающихся рынках; а также угроза нарушения поставок нефти и природного газа из зоны Персидского залива вследствие нападений террористов. Эти тенденции способствовали тому, что цена нефти выросла более чем до 60 долл. США за баррель (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,78-158,95 л), причем аналитики прогнозируют, что эта цена едва ли вернется обратно к отметке ниже 50 долл.
Отрезвляющее пробуждение правительств и нефтяной отрасли к этим двум тенденциям было подчеркнуто новым раундом дебатов, касающихся "пика" нефтяных резервов: вершины имеющей форму колокола кривой, отображающей мировые нефтяные резервы, а также сокращение объемов и более высокую себестоимость добычи нефти, которые нас ожидают при достижении этого пика. Большинство экспертов согласны с тем, что мы достигнем этого пика не позднее, чем через 25-30 лет.
Поскольку влияние растущего спроса и сокращающихся резервов является долговременным, не удивительно, что правительства отреагировали на эти факторы с осторожностью и почти ничего не предприняли. Менее понятно, почему политические лидеры от Токио до Лондона и Вашингтона не приняли мер против угрозы нарушения потоков нефти из зоны Персидского залива.
В случае террористического нападения, скажем, на Рас-Тануру (Ras Tanura), важный центр переработки нефти в Саудовской Аравии, рынки могут не досчитаться до 4 млн. баррелей нефти в сутки, что в одночасье приведет к взлету цены на нефть намного выше 100 долл. за баррель. Такое острое нарушение поставок может длиться до одного года и в какие-то недели может привести сначала к крушению экономики Японии, которая почти полностью зависима от импорта энергоносителей, а вскоре и к коллапсу экономик других индустриализованных стран.
Это не спекуляции паникера, это общее мнение экспертов нефтяной отрасли и правительств. Так почему тогда правительство США не разрабатывает активные меры противодействия этому? Президент Джордж Буш-младший (George W. Bush), надо отдать ему должное, откровенно высказывался о рисках нашей зависимости от иностранных нефти и природного газа и предлагал меры решения данной проблемы. Сердцевиной этих мер пока что являются традиционные поставки, то есть наращивание добычи нефти и природного газа в Арктическом национальном заповеднике дикой природы и в других известных нефтегазовых месторождениях у побережья США. Но одни лишь эти меры не помогут кардинально сократить зависимость Америки от иностранной нефти.
Хорошей новостью является то, что существует большое семейство отработанных технологий, которые за 20 лет могут полностью освободить Америку от зависимости от иностранной нефти и резко ограничить также ее зависимость от других поставщиков нефти. Конкретно, Америке для достижения энергетической независимости следует сделать четыре следующих шага.
Первое, мы должны освободиться от зависимости от бензина, перейдя на смесь спирта (этанола и метанола) с бензином. Бразилия продемонстрировала, что полученный из сахара этанол является конкурентоспособным на автозаправочной станции, когда нефть продается по цене выше 45 долл. за баррель. Большинство бразильских автомобилей ездят на смеси этанола с бензином, себестоимость которой составляет около 1,75 долл. за галлон (1 галлон США = 3,78533 л). Метанол можно производить из угля - а Соединенные Штаты представляют собой угольную Саудовскую Аравию - при себестоимости примерно 50 центов за галлон. Дизельные двигатели следует эксплуатировать на дизельном топливе, произведенном из возобновляемых источников и угля.
Второе, легковые и грузовые автомобили следует оснастить многотопливными двигателями. Соответствующие технологии имеются на протяжении жизни многих поколений. Половина продаваемых в Бразилии новых автомобилей сегодня может работать на различных видах топлива. Автомобиль можно переоборудовать для использования различных видов топлива примерно за 150 долл.
Третье, нам следует начать использовать гибридные электрические автомобили. Половина из 150 млн. легковых и грузовых автомобилей, бегающих по дорогам Америки, сегодня проезжают всего 20 миль (1 сухопутная миля = 1,609 км) в сутки. Поставьте на гибридный автомобиль более мощную, но по-прежнему современную аккумуляторную батарею, подключайте ее на зарядку на ночь (что обойдется вам в сумму, примерно соответствующую заправке бензином по цене 25 центов за галлон), и этот автомобиль пробежит 20 миль, не утрачивая важных характеристик движения, до того как вам опять понадобится бензин.
Четвертое, нам следует переоснастить Детройт - столицу автомобилестроения США - чтобы можно было применять более легкие и прочные углеродистые композитные материалы. Если в предстоящие 20 лет перейти к изготовлению всех американских автомобилей в основном из углеродистых композитных материалов, импорт нефти можно будет сократить на 52% и при этом иметь более прочные, легкие и безопасные автомобили.
Предсказуемо, в автомобильной и в энергетической отрасли существует сопротивление подобным технологиям, но их озабоченность безопасностью и себестоимостью автомобилей можно успокоить. Альтернативные виды топлива являются приемлемыми по цене, а практичность автомобильных технологий доказана компанией "Toyota" и другими производителями автомобилей. Можно полагать, что в ближайшие 2 года Япония сделает свой гибридный автомобиль с подзарядкой от стационарной электросети и отнимет у Детройта еще более значительную долю рынка.
Даже если бы были приняты все вышеперечисленные меры, потребуется 20 лет, чтобы заменить 150 млн. автомобилей на дорогах США. Однако цена непринятия вышеперечисленных мер может оказаться катастрофической. В прошедшем году в Палате представителей и в Сенате Конгресса США появился двухпартийный настрой в пользу претворения в жизнь большинства вышеизложенных идей. Этот настрой создает благоприятный климат для соответствующей президентской инициативы в предстоящем на следующей неделе докладе "О положении США".