Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Только жесткая позиция Запада может остановить 'закручивание гаек' со стороны России

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня у всех на устах одно слово - 'булыжник'. Сама история о том, как британские шпионы связывались со своими агентами-россиянами, 'подбросив' на одну из заснеженных московских площадей искусственный камень с аппаратурой для приема и передачи информации, а затем один из них попросту взял его под мышку и удалился с этой экзотической ношей - гротеск чистой воды

Сегодня у всех на устах одно слово - 'булыжник'. Сама история о том, как британские шпионы связывались со своими агентами-россиянами, 'подбросив' на одну из заснеженных московских площадей искусственный камень с аппаратурой для приема и передачи информации, а затем один из них попросту взял его под мышку и удалился с этой экзотической ношей - гротеск чистой воды.

Сам собой напрашивается вопрос: неужели после окончания Холодной войны у шпионов так мало работы, что они вынуждены прибегать к столь экстравагантным трюкам.

Несомненно, 'говорящий камень' (современный вариант старой доброй 'закладки') - довольно изобретательный способ обмена информацией между людьми, которым лучше не встречаться лицом к лицу. Но неужели спецслужбы не смогли изобрести технологию, которая позволяла бы разведчикам 'не засветиться' - ведь снимать информацию с 'булыжника', судя по всему, приходилось с близкого расстояния? В конце концов никогда еще в России не было такого раздолья для шпионажа - или просто коммерции. Любая государственная собственность, в том числе информация, сегодня продается и покупается. Недаром же на прошлой неделе госсекретарь США Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) объявила о сокращении штатов американских посольств в Европе - и Москва, похоже, стоит в этом списке на первом месте.

Но что бы мы ни думали о компетентности оперативников британской разведки в Москве, у нынешнего шпионского скандала есть и куда более серьезный аспект. Он знаменует собой очередной агрессивный шаг со стороны президента Путина. Остается лишь признать, что именно таким будет 'лицо' России в ближайшие годы.

В связи с обвинениями в шпионаже, предъявленными Британии, наиболее зловещим выглядит тот факт, что в их число вошло и финансирование правозащитных организаций. При этом речь идет о весьма скромных суммах. Так, по российскому телевидению прозвучало обвинение в адрес британского посольства в том, что оно передало 23000 фунтов Московской хельсинкской группе - одной из ведущих правозащитных организаций в стране, неоднократно критиковавшей Путина.

Министерство по иностранным делам и делам Содружества заявило, что действительно оказывает правозащитным группам финансовую поддержку, однако эта деятельность носит абсолютно открытый характер, и ничего 'неподобающего' в ней нет. Представители Московской хельсинской группы утверждают, что она не получала финансовой помощи от Британии с 2004 г., и нынешние обвинения со стороны российских властей - лишь предлог для репрессий против подобных организаций. И в этом они, несомненно, правы.

Развязанное Путиным наступление против правозащитных организаций следует признать одним из самых вопиющих его шагов, подрывающих надежду на продвижение России к демократии. В конце прошлого года он подписал новый закон, резко ограничивающий их деятельность и возможности финансирования. Мотивы этой кампании очевидны. С тех пор, как в результате 'революций' на Украине, в Грузии и Кыргызстане к власти там пришли лидеры оппозиции, Москва с подозрением относится к группировкам, борющимся за демократию. Тот факт, что Россия стала председателем 'большой восьмерки' промышленно развитых демократических государств, ничуть не влияет на подобные действия Путина. Он явно дает понять, что не намерен вести Россию демократическим путем, а критика со стороны других членов 'восьмерки' его не волнует. Как должны поступить в этой ситуации США и Европа? В каком-то смысле решения, принимаемые Путиным, упрощают отношения с ним, пусть и 'от противного'. Поэтому ответ очевиден: Западу следует придерживаться твердой позиции по вопросам, вызывающим у него наибольшую озабоченность - речь идет об Иране, поставках нефти и газа, а также Чечне (жестокая репрессивная политика Москвы в этой республике чревата разрастанием военного конфликта).

Все эти проблемы заслуживают жесткого разговора - даже ссоры. Но что можно сказать о 20000 фунтов и 'говорящем камне'? Если Путин использует их как повод для крупной размолвки, это будет означать одно: в отношениях с Европой он намерен устроить не просто новые 'заморозки', а настоящий 'трескучий мороз' - под минус 20 по Цельсию, под стать погоде, что сейчас установилась в России.

____________________________________________________________

Скандал из-за "камня" разоблачает истинные намерения Путина ("The Daily Telegraph", Великобритания)

Трубопроводы и шпионы ("The Guardian", Великобритания)