Прошел год президентства Виктора Ющенко. 23 января 2005 года перед многотысячным собранием народа на киевском Майдане новоизбранный третий Президент независимой Украины обещал: 'Все будут равны перед законом' (а как же расширение рядов неприкасаемых? - Авт.), 'у нас будет моральная власть, способная объединить общество' (а как же расколотый после отставки правительства Тимошенко 'оранжевый' электорат?), 'плоды экономического роста станут доступны всем' (где же рост, не говоря уже о его плодах?), 'мы уничтожим систему коррупции в стране' (наверное, поэтому этот год ознаменовался невиданными до сих пор коррупционными скандалами, главные действующие лица которых сегодня - в первых рядах властного избирательного блока), 'на государственных должностях будут работать только те, у кого расходы соответствуют задекларированным доходам' (без комментариев).
Собственно, даже без этого экспресс-анализа понятно, что большинство обещаний Президента оказались, по мнению наших сограждан, невыполненными. Об этом свидетельствует катастрофическое падение рейтингов доверия к новой власти.
И вот год спустя Президент снова выступает с речью, которую транслируют по всем центральным телеканалам. Вообще, телеобращения Ющенко сейчас - не чрезвычайное событие (они появляются довольно регулярно), но это - особое. А точнее - должно бы быть таковым.
Глава государства начал с подведения итогов. В его интерпретации результаты прошлого года выглядят довольно привлекательно. Так, по словам В. Ющенко, доходы бюджета увеличились в полтора раза; стране вернули миллиарды гривен, украденных в результате непрозрачной приватизации; реальные доходы населения выросли на 20%; Украина обеспечена самым дешевым в Европе топливом. О том, что каждый из этих пунктов содержит свои 'но', оставим рассуждать политическим оппонентам власти. А вот следующее утверждение в свете событий последнего месяца - явное преувеличение. 'Мы стали понятны России', - говорит глава украинского государства. Почему же тогда едва ли не каждый день - новые недоразумения с восточным соседом?
Далее были обещания. Такие же, как и год назад, и в течение года, с акцентом на актуальной энергетической проблеме. Гарантированный перечень бесплатных медицинских услуг и восстановление базовой системы здравоохранения на селе. Модернизация системы образования, достойная зарплата учителю, искоренение коррупции в вузах. Развитие аграрного сектора путем поддержки фермера и внедрение современных технологий. Диверсификация украинского энергорынка и программа энергосбережения. Масштабная реформа судебной системы. Среди внешнеполитических приоритетов - присоединение к Европейскому Союзу и качественная перестройка украино-российских отношений.
И, по-видимому, самое интересное - Ющенко предложил план относительно стабилизации общественно-политической ситуации в Украине. По его мнению, 'необходимо внедрить мораторий на принятие любых решений или действий со стороны законодательной и исполнительной власти, которые могут привести к дестабилизации ситуации в Украине'. Это относительно недавней 'отставки' правительства парламентом. Необходимо также 'обеспечить дееспособность и полноценную работу Конституционного Суда Украины' (почему же тогда члены фракции 'Наша Украина' упрямо игнорируют голосование по судьям КС?).
Заявление же Президента относительно введения с 1 января этого года в действие политической реформы свидетельствует: 'неидеальную' обновленную Конституцию будут пытаться совершенствовать после парламентских выборов - через специально созданные рабочие группы, народное обсуждение, Конституционный Суд.
Окончание речи - почти откровенная предвыборная агитация. Мол, год назад мы изменили власть, и парламентские выборы должны закрепить этот успех. Почти то же самое говорит и закадровый голос в предвыборном ролике 'Нашей Украины'. А как же 'равные возможности для агитации', которые Президент в этой же речи обещал всем политическим силам? Ведь это обращение главы государства - не последнее до 26 марта.
А вы услышали то, что хотели, позавчера в выступлении Президента? Об этом 'День' спросил у своих экспертов.
Артем БИДЕНКО , эксперт Школы политической аналитики:
- Телеобращение Президента Украины Виктора Ющенко не стало для меня ни открытием, ни шагом вперед в понимании будущего страны. Но не стало это обращение и разочарованием: Виктор Андреевич (или его советники) давно выбрал для себя образ типичного западного демократического политика со стандартной лексикой и риторикой. На Западе политика еще со времен Вебера стала профессией, соответственно, существуют четкие регламентации относительно тем, метафор, сравнений и постановки целей. Поэтому большинство обращений руководителей государств очень похожи. И обращение Ющенко не стало исключением: восхищение народом, оценка ошибок и поиск задач на ближайшее будущее.
В то же время это - отсутствие четких задач, сроков, отсутствие стратегических посылов. Что встревожило в обращении Президента и его политике? Отсутствие постепенности в выполнении задач, отсутствие приоритетов и понимание реалий. Речь идет о том, что Виктор Андреевич постоянно ставит задачи, которых не выполняют и о которых он иногда забывает. Так, в этом обращении так и не было отчета по ранее поставленным задачам: расследованию убийства Гонгадзе, борьбе с коррупцией, наказанию виновных в фальсификациях, увеличению ВВП и др. Вместо этого Президент поставил новые задачи, которые, я уверен, так же, как и в ситуации с ликвидацией ГАИ, через пару месяцев забудутся. Причина - невозможность решить эти проблемы. Невозможно обеспечить здоровье нации и процветание села без инфраструктуры (дорог, освещения, газификации сел), невозможно решить парламентский кризис без создания пропрезидентского большинства. Невозможно диверсифицировать энергоснабжение без создания четкой национальной структуры по работе с энергоносителями. Те задачи, которые ставит Президент, являются только производными, второстепенными, до них необходимо решить ряд других проблем. А это не делается и к этому даже не призывается. Я приведу один простой пример из истории: Рузвельт не говорил о борьбе с бедностью как о 'недостойном факте', он просто начал строить автодороги, к чему привлек бедных, нищих и т. д. Решения, а не слова, являются важными, чего до сих пор не показал Президент Украины.
Юрий ВИННИЧУК , писатель:
- Мы так и не услышали отчета о ранее поставленных целях. Прошел год. А обещание, что бандиты должны сидеть в тюрьмах, - не выполнено. Вместо этого бандиты идут в парламент, - и никто не может понять, почему так произошло. Не удалось получить ответы и в отношении украинско-российского газа. Довольно обстоятельные комментарии мы слышали только со стороны оппозиции, в частности из уст Тимошенко. Таких же обстоятельных объяснений, преимуществ недавно заключенного украинско-российского соглашения из уст Президента мы так и не услышали. Думаю, Президент должен был это как-то объяснить. Но больше меня тревожит ситуация вокруг избирательной гонки. Потому что если в новом парламенте окажутся лица, которые фальсифицировали выборы, тогда нужно будет объяснить, что фальсификации не было. Или как? Какая-то странная ситуация. Сколько говорилось о фальсификациях, а результатов нет: ни заказчики, ни организаторы не наказаны. Хотелось бы видеть решение этой проблемы на законном уровне. Конечно, слова Президента добавляют определенного оптимизма. Но дело в том, что у нас просто нет другого выхода, как верить Президенту. Во всяком случае, я знаю, что он проникается национальной идеей. Другое дело, что у него, может, не все получается. Но я ему доверяю. Потому что кому сегодня еще можно доверять?
Алексей КОЛОМИЕЦ , президент Центра европейских и трансатлантических студий:
- Я считаю, что Президент пытался максимально кратко донести главные, по его мнению, успехи, достигнутые за год его президентства. На всех главных сферах было сконцентрировано внимание. Но понятно, что в таком коротком выступлении трудно было представить более широкую и детальную позицию Президента. Честно говоря, я ожидал, что обращение будет более содержательным, обстоятельным и широким во времени, по структуре, содержанию и оценкам. Думал, что оно будет иметь более жесткий характер, учитывая то, что случилось недавно в высших сферах украинского политикума. По моему мнению, Президент занял место миротворца. Он, как всегда, искал мостики к какому-то компромиссу и пониманию. Хотя в некоторых моментах его обращения к нации были черты, которые все- таки выделяют Ющенко как достаточно принципиального политика и Президента. Но мы абсолютно четко должны понимать, что когда Президент становится откровенно на сторону той или иной политической силы или коалиции политических сил, то его легитимность как всенародно избранного Президента несколько подвергается сомнению. С другой стороны, Президентом в обращении было абсолютно прозрачно, откровенно и четко сказано, что он верит в победу демократических сил. Понятно, что для нации это был прозрачный сигнал. Я также поддерживаю такое его заявление. Порадовало меня и то, что в планах на 2006 год была довольно четко выделена концентрация усилий высшей власти в Украине: были названы конкретные сферы, на которых будут сосредоточены все силы власти. С другой стороны, если они будут реализованы таким же образом, как они реализовывались в 2005 году - очень неэффективно, относительно непрозрачно и в значительной степени оторвано от внешних реалий, - то успеха это не принесет. Конечно, такие направления, как глубокое реформирование системы медицинского обслуживания, здравоохранения, системы образования, жилищно-коммунального комплекса, вне сомнения, являются наиболее важными. Но если они будут реализоваться на прежних позициях и, не дай Бог, на позициях, которые реализовывались одним из наиболее неудачных правительств в истории Украины - правительством Тимошенко, то с мертвой точки мы не сдвинемся. Что касается внешней политики, то опять прозвучал тезис, который Ющенко провозгласил во время войны в Ираке и на Майдане: стратегическая цель Украины - Европейский Союз. Впервые как обращение к нации было четко декларировано, что стратегической целью для Украины является не только ЕС, но и НАТО. Учитывая то, что по графикам 2008 год действительно может стать годом присоединения Украины к Североатлантическому Альянсу, - это серьезный сигнал. Меня очень радует, что, наконец, Президент не побоялся назвать вступление в НАТО стратегическим приоритетом.
N8, середа, 25 сiчня 2006