Уинстон Черчилль однажды назвал Россию 'загадкой, опоясанной тайной и помещенной внутрь головоломки'. Это описание до сих пор применимо к России Владимира Путина, которая с 1 января возглавляет Группу восьми промышленно развитых стран. Эта премьера в истории клуба великих держав является несомненным успехом российского президента. Этим летом Владимир Путин будет принимать в Санкт-Петербурге руководителей семи самых влиятельных стран на нашей планете: США, Германии, Японии, Великобритании, Франции и Канады.
Означает ли эта 'коронация', что Россия с помпой возвращается на международную арену? С одной стороны, Россия приложила много усилий, чтобы восстановить статус великой державы. Первый 'контакт' России с 'Большой семеркой' произошел в 1991 году во время саммита в Лондоне, на котором присутствовал последний руководитель Советского Союза Михаил Горбачев. С другой стороны, Москва никак не может позабыть о последовательном усилении влияния НАТО и ЕС на Востоке, который она привыкла считать своей вотчиной, о 'революциях' в Грузии и, особенно, на Украине, а также о попытках американцев закрепиться в Средней Азии.
В разгар нового нефтяного бума Россия, второй по объемам экспортер нефти и поставщик номер один газа в мире, имеет все козыри на руках, чтобы заставить 'Большую восьмерку' прислушаться к своему мнению. Москва хочет предстать на саммите в Санкт-Петербурге в качестве гаранта мировой энергетической безопасности. Владимир Путин уже предложил своим партнерам концепцию 'мировой энергетической политики'. Эта тема весьма актуальна для России. Уже во время саммита в Галифаксе, в Канаде, Кремль предлагал обсудить летом 1996 года в Москве вопросы ядерной безопасности.
Но не стоит заблуждаться. В первую очередь Кремль произвел демонстрацию силы на 'постсоветском' пространстве для своих партнеров по СНГ (Содружество Независимых Государств). 'Прежде всего, мы озабочены ситуацией, которая сложилась в некоторых странах членах СНГ, клуба бывших советских республик и окружающих их регионов',- заявил недавно Сергей Иванов, заместитель премьер-министра РФ и министр обороны России в статье журнала 'The Wall Street Journal ', озаглавленной 'Россия должна быть сильной'.
Без сомнения, 'силовой прием' российского гиганта 'Газпрома', который временно приостановил поставки газа своему соседу Украине, легко поддается объяснению. Москве нет резона 'субсидировать' государство, которое избегает любой экономической интеграции со своим великим соседом, и, наоборот, жаждет сближения с НАТО и ЕС.
Принцип оплаты за газ по рыночным ценам, а не по 'льготным', как это было после распада Советского Союза в 1991 году, хорош как для Украины, так и для других стран, таких, как Молдавия.
Но, с помощью этого жесткого приема, Москва сделала строгое предупреждение. И какие бы причины ни вызвали прекращение поставок газа в Армению и Грузию - согласно российским следователям имела место 'диверсия' на газопроводе в районе грузинской границы - этот инцидент, пусть даже произошедший без участия Москвы, является составной частью этого предупреждения. Без сомнения, СНГ, которое связывает Россию с другими 11 бывшими советскими республиками (3 страны Балтии в него не входят), рассматривается Москвой в качестве простого средства, нацеленного на облегчение 'развода' между странами бывшего СССР, а вовсе не в качестве инструмента интеграции. Другие структуры, как, например, Организация договора о коллективной безопасности или Евразийское Экономическое сообщество (ЕврАзЕС), напротив, имеют целью усиление интеграции в области обороны и экономики. Это - 'крепкие орешки'. Но нужно еще понять, сможет ли энергетическая 'политика', или 'газовое оружие', как ее часто называют, надолго вернуть в лоно России такую страну, как Украина.
Кремль не может смириться с тем, что Украина, (Малороссия - маленькая Россия) еще больше отдаляется в сторону Запада. База российского флота на Черном море, между прочим, располагается в порту Севастополя. Москва не сомневается, что за 'оранжевой революцией', случившейся в ноябре 2004 г., стоит Вашингтон. Правдой является и тот факт, то украинский президент Виктор Ющенко, выигравший 'третий тур' президентских выборов в 2004 году у 'кандидата Москвы' Виктора Януковича, сдает свои позиции. Парламент не только угрожает ограничить его президентские полномочия. Тот же парламент в январе проголосовал за роспуск всего кабинета министров во главе с Юрием Ехануровым, который (кабинет) был сформирован после отставки 'символа оранжевой революции' Юлии Тимошенко. Результаты следующих выборов, назначенных на 26 марта, рискуют тоже быть оспоренными.
Тем не менее, Россия пошла на риск: риск нанести ущерб своей репутации в глазах руководителей других великих держав. Вашингтон не скрывал своего недовольства российскими действиями. 'Когда Вы говорите, что хотите стать частью мировой экономики, что Вы будете действовать, как ответственный участник международной экономики, нужно соблюдать правила', - заявила госсекретарь США Кондолиза Райс, критикуя 'силовые методы' 'Газпрома'. Риск также состоит в том, что саммит в Санкт-Петербурге может получиться усеченной встречей семи с половиной государств. Ведь сложно забыть о том, что Россия, несмотря на свою энергетическую мощь, занимает 16 место в мире по уровню развития экономики, и находится далеко позади Китая, например. В прошлом году американские сенаторы Джон МакКейн (John McCain) и Джо Либерман (Joe Lieberman) даже внесли предложение в Конгресс приостановить членство России в 'Большой восьмерке' до тех пор, пока российское правительство 'не прекратит свои нападки на демократию и политическую свободу'.
Но не стоит преувеличивать последствия последнего 'силового приема' Москвы. В настоящий момент у Путина есть козырной туз - относительная слабость его партнеров. Америка увязла в Ираке, а тут еще и Латинская Америка, ее 'законное пастбище' бросила ей вызов. Европа ослаблена отказом Франции и Голландии принять проект конституции. На дипломатическом фронте и Америка, и Западная Европа очень рассчитывают на то, что Москва сможет урезонить Иран, чья ядерная авантюра вызывает беспокойство всех членов 'Большой восьмерки'.
Жак Юбер-Родье - автор редакционных статей на темы международной политики в 'Echos'