В тайне, как и все сколько-нибудь значимые события, свершавшиеся на Кубе за последние 47 лет, неторопливо и без спешки, 'на медленном огне', готовится в Гаване блюдо под названием 'Передача власти'. Шеф-поваром на этой кухне выступает сам Фидель Кастро, которому в августе исполняется 80 лет и который не хочет никаких перемен в политическом курсе страны после своего ухода.
Первый знак того, что кубинский президент задумывается о смене, был подан им самим на встрече с молодежными активистами 17 ноября 2005 года.
'Наша революция подвержена самоуничтожению. Соединенным Штатам никогда не удастся покончить с ней, только мы сами можем разрушить то, что построили на Кубе. Только от кубинцев зависит, повторится ли на Кубе драма падения Советского Союза', - сказал тогда Фидель изумленным руководителям молодежи.
Спустя месяц министр иностранных дел Фелипе Перес Роке, выступая на заключительной сессии парламента, высказался еще более конкретно: 'Наши враги не столь наивны, чтобы возлагать надежды на немедленное падение существующего на Кубе строя. Нет, все свои планы они связывают с тем временем, когда прервется историческое руководство революционным процессом'.
Как считают в кругах дипломатов, аккредитованных в Гаване, Фидель Кастро 'позволил обсуждать тему передачи власти, по крайней мере, своим ближайшим сподвижникам'. Политические аналитики идут дальше, утверждая, что в этом году следует ожидать серьезных перестановок в кабинете министров Кубы и даже созыва съезда коммунистической партии, который не собирался с 1997 года. Если Кастро сам не подготовит свой уход, то оставит пространство для маневра вызревшему в Вашингтоне проекту 'Переход к демократии', который предполагает ликвидацию на Кубе социалистического строя после смерти нынешнего лидера.
Впрочем, перемены в кубинских властных эшелонах уже произошли. С началом века к руководству стали приходить представители 'молодого' поколения 50-летних. Сейчас они возглавляют большинство провинций, занимают высокие посты в вооруженных силах, то есть находятся на ключевых для любого правительства и любого строя позициях.
Однако вся полнота власти по-прежнему принадлежит только Фиделю Кастро, который лично занимается всеми вопросами, от распределения китайских электролампочек населению до организации противостояния 'превентивной войне', планируемой администрацией Джорджа Буша.
Что касается официально назначенного преемника - 74-летнего министра обороны генерала Рауля Кастро, - он явно не вхож на ту кухню, где заправляет его старший брат. Рауль не присутствовал во время судьбоносных высказываний Фелипе Переса Роке в парламенте и ни разу не касался темы перехода власти в своих публичных выступлениях.
В соответствии с официальной схемой передачи власти генералу, в случае смерти верховного главнокомандующего кубинской революции, Рауль должен только обеспечить преемственность уже упоминавшегося выше 'исторического руководства'. Он никогда не сможет сосредоточить в своих руках той абсолютной власти, которой обладает Фидель. Кроме того, по общему мнению аналитиков, Рауль не способен противостоять вызовам и случайностям, которые ежечасно готовит жизнь.
Поэтому Фидель Кастро, обеспокоенный неизменностью курса Кубы к социализму, должен при жизни озаботиться формированием правительства, которое придет ему на смену и обеспечит этот курс. Сейчас он неторопливо и внимательно подбирает людей.
Вполне понятно, что главным человеком на Кубе, после ухода Фиделя Кастро, станет не Рауль, а председатель правительства, лично сформированного лидером при жизни.
Некогда быстро взлетевшая на политический небосклон звезда вице-президента Карлоса Лахе, который еще два-три года назад мог претендовать на пост премьера в новом кабинете, сегодня закатилась. С его именем связывают экономические реформы рыночного характера, на которые был вынужден пойти кубинский режим в1993 году, оказавшись на грани экономического краха после того, как его бросили на произвол судьбы бывшие советские союзники. Однако в ноябре 2005 года Фидель Кастро подверг эти реформы резкой критике и провозгласил возвращение к нормам 'математически выверенного рационального социализма', при котором 'каждый может жить на зарплату, получаемую от государства, и где стираются социальные различия, порожденные реформами'. Поэтому сегодня имя Карлоса Лахе упоминается лишь среди кандидатов на пост министра сельского хозяйства в новом кабинете.
В то же время, по прогнозам многих политологов, в этих будущих кадровых перестановках заметное место отводится 41-летнему, энергичному Фелипе Пересу Роке. Предполагается, что он оставит кресло министра иностранных дел и войдет в Политбюро компартии Кубы.
Ну, а простых людей, 'людей улицы', во всяком случае, в Гаване, пока мало трогают заботы руководства о будущей власти в стране. Вопреки ожиданиям аналитиков и грому барабанов, который раздается из Вашингтона, вдохновленного собственным проектом 'перехода к демократии', жители острова остаются спокойными и делают вид, что они не в курсе предстоящих перемен.