От Юлии Вудрафф.
Уважаемая редакция!
Я полностью разделяю опасения Владимира Милова относительно проблем, с которым сталкивается Россия в осуществлении своей энергетической политики (см. 'Россия не готова к лидирующей роли в вопросе глобальной безопасности', 25 января), однако его подход к проблеме страдает излишней риторичностью и, что удивительно, упрощенчеством. Ведь господин Милов не первый день работает внутри этой отрасли, и ему должно быть известно, что некоторые 'причины' спада роста объемов добычи нефти в России, наметившегося в последнее время, на самом деле имеют с этим процессом мало общего.
Например, возможность того, что в стране разрешат строить частные нефтепроводы, была в прошлом году не более реальной, чем в те годы, когда объемы добычи росли быстро и уверенно. Более того, еще в 2004 году 'Транснефть' публично заявляла о том, что в ее трубопроводной системе еще остается значительный ресурс для роста. Что касается экспортных пошлин на сырую нефть, то они никак не влияют на производственную динамику, потому что Россия - страна с одним из самых низких в мире уровней себестоимости добычи нефти и монопольной ситуацией на внутреннем рынке, что позволяет крупнейшим нефтяным компаниям получать прибыль даже с продаж внутри страны.
Я не защищаю политику Кремля в отношении "ЮКОСа" и признаю, что снижение объемов добычи этой компанией сильно ударило по общей нефтяной динамике России в 2005 году. Однако в том же 2005 году также сильно снизились объемы добычи 'Сибнефтью', причем процесс этот начался задолго до того, как 'Сибнефть' стала собственностью 'Газпрома', то есть еще тогда, когда она находилась во владении частных лиц, и стал он не результатом давления государства, а прямым следствием решения о выплате миллиардов долларов в качестве дивидендов - решения, одобренного акционерами компании.
Мне кажется, что, хотя политику Кремля в отношении восстановления контроля над нефтяной отраслью и называют 'твердой, как кремень', на самом деле ситуация там далеко не такая. Иначе [в действиях Кремля] не было бы хронической непоследовательности, путаницы и срывов, не говоря уже о прямых провалах, каким стало слияние 'Газпрома' с 'Роснефтью'.
К тому же, недавний рост добычи 'Юганскнефтегаза' демонстрирует, что люди Кремля тоже способны учиться, и вполне могут оказаться не менее талантливыми бизнесменами, чем те ныне уважаемые предприниматели, которые десяток лет назад, используя свои связи во власти, приобрели большую часть нефтекомплекса бывшего СССР.
А что касается глобальной энергетической безопасности, то я бы предложила господину Милову, вместо того, чтобы кричать: "Волк!" использовать свои связи и свое влияние для лоббирования гармонизации и доступности энергетической статистики России - как на уровне государства, так и на уровне отдельных компаний. Конечно, это сделало бы работу таких людей, как я, гораздо менее интересной, но зато способствовало бы снижению неопределенности многих стран-импортеров.
Юлия Вудрафф, аналитик отдела нефти и нефтепродуктов, компания Energy Security Analysis Inc (ESAI), США, штат Массачусетс (Wakefield, MA 01880, US)