Черногорское село Биоче, находящееся вблизи с каньоном реки Морача, останется в истории хроники транспортных происшествий республики как место, возле которого произошло наибольшее число аварий. Только за последние восемь лет в железнодорожных и автомобильных катастрофах вблизи этого села, которое находится всего в десятке километров от столицы Черногории Подгорицы, погибло или пострадало более 300 человек.
В эту трагическую статистику наибольший печальный 'вклад' внесла случившаяся в минувший понедельник железнодорожная трагедия, когда пассажирский поезд на выезде из тоннеля сорвался в пропасть глубиной около 150 метров. Автомобильные аварии происходят здесь почти каждый день.
Черный след в истории этого места оставила также катастрофа, случившаяся в августе 1998 года, когда переполненный пассажирами автобус, перевозивший людей на отдых к Адриатическому морю, разбился в каньоне Морачи. Тогда погибло 20 туристов, а 17 человек получило тяжелые повреждения.
Главной причиной тогдашней трагедии назван так называемый человеческий фактор, а именно, невнимательность водителя. На том отрезке пути разрешена скорость всего 50 км/ч, в то время как автобус в момент крушения превысил ее почти в полтора раза и слетел в каньон. Кроме того, было установлено, что водитель находился в состоянии алкогольного опьянения.
Именно этот отрезок магистрали от Колашина до Подгорицы, в конце которого находится село Биоче, оказывается тем местом, где чаще всего происходят аварии с человеческими жертвами. Некоторые специалисты, занимавшиеся анализом произошедших трагедий, указывают на тот факт, что в большинстве случаев водители испытывают тяжелую психическую усталость от дороги. Помимо этого практические в течение одного часа переходят из зоны горного климата в зону средиземноморского, в которой находится и село Биоче.
Наряду с исключительно плохими условиями пути этот фактор также является причиной большого числа катастроф в этом месте. Только за 2004 год в Черногории произошло 5.377 аварий.
Насколько значительна по числу жертв трагедия, произошедшая 23 января, показывают данные, согласно которым за весь 2004 год в транспортных авариях погиб 91 человек, тогда как в упомянутой катастрофе в минувший понедельник погибло 44 человека, почти половина числа погибших в течение одного года.
В настоящий момент железнодорожное сообщение Сербии, которое располагает 17 такими составами, и железнодорожный транспорт Черногории, у которого есть всего три поезда, не сообщили о возможном внеочередном техническом осмотре своего подвижного парка. Даже тот поезд, который стал причиной последней трагедии, официально считался исправным, несмотря на то, что в момент катастрофы он еще продолжал следовать по маршруту, хотя по расписанию уже должен был прибыть к конечной станции назначения.
Возможно, следовало бы взять пример с Германии, где после железнодорожной катастрофы в 1998 году, в которой погибло более 100 человек, 59 поездов той же серии, выпущенных до 1991 года, было изъято из железнодорожного сообщения.