Называйте это войной из-за Обращения к нации. Пока вы читаете эти строки, идет финальная битва этой войны, а победители будут определены во вторник вечером, когда президент Джордж Буш (George Bush) выступит перед обеими палатами Конгресса и избранными почетными лицами, а также перед нацией с Обращением к нации. Что важно, он изложит свои планы решения проблем, стоящих перед Америкой.
Каждый политик, лоббист или законодатель знает, что если он сможет добиться, чтобы президент поддержал, или упомянул, или хотя бы намекнул на его любимую идею в тексте речи, то вероятность воплощения этой идеи в жизнь значительно повышается.
Никто не ожидает новой большой инициативы по Ираку или в войне с террором. Поэтому самая острая борьба за внимание Буша будет касаться политики в сфере энергетики.
В этом нет ничего удивительного. Ситуация в Нигерии неспокойная, и ее способность сохранять на должном уровне поток нефти ставится под сомнение. Ирак не в состоянии восстановить довоенный уровень добычи. Королевская семья Саудовской Аравии и китайские коммунисты заключили новую сделку, вероятнее всего ракеты в обмен на нефть, дающую дополнительную выгоду Саудовской Аравии в виде приобретения нового друга, который будет оказывать помощь в сопротивлении давлению Америки, требующей покончить с финансированием террористов.
Президент России Владимир Путин дал понять, что он рассматривает обширные нефтяные и газовые запасы своей страны в качестве оружия в новой разновидности "холодной войны" - "подчиняйтесь мне или дрожите от холода".
Кроме вышеперечисленных есть еще проблема Ирана, обладающего 12 процентами мировых запасов нефти, который стремится занять свое место среди мировых ядерных держав. Так как дипломатия практически исчерпала своим возможности, а президент Ирана Махмуд Ахмадинежад (Mahmoud Ahmadinejad) считается в Вашингтоне опасным человеком, окружение американского президента называет приобретение Ираном ядерного оружия "неприемлемым". Однако что это значит? Если это означает санкции, то экспорт иранской нефти уменьшится - перспектива, которая вернула цены на сырую нефть к уровню около 70 долларов США за баррель и вызвала панику в Европе и Америке.
Они могли бы успокоить себя, сделав несложные подсчеты. Иран добывает около 4 миллионов баррелей нефти в день, потребляет около полутора миллионов, и экспортирует около 2-х с половиной миллионов. Эксперты, с которыми я разговаривал, говорят, что в краткосрочной перспективе исчезновение с мировых рынков, предположим, половины иранской нефти (санкции никогда не бывают эффективны на 100%) несомненно вызовет повышение цен. Скорее всего они достигнут отметки в 80 долларов США за баррель. Однако в долгосрочной перспективе растущие инвестиции, которые делаются в настоящее время в поиск и разработку месторождений, будут способствовать появлению достаточного количества нефти, способной компенсировать недостачу иранской нефти. Помните: так как между Ираном и его арабскими соседями нет особой любви, последние вряд ли будут уменьшать свою добычу ради поддержания Ирана, особенно если это может привести к росту цен до такого уровня, который подтолкнет развитие технологий, способных освободить Запад от его зависимости от арабской нефти.
И тут мы плавно возвращаемся к предстоящей речи президента. Предложения, которые различные круги пытаются включить в обращение президента, делятся на три большие категории.
К первой категории, очень близкой Бушу и его вице-президенту Дику Чейни (Dick Cheney), относятся предложения, призывающие к ослаблению запретов на разработку внутренних ресурсов. Президент не один раз пытался убедить Конгресс разрешить нефтяным компаниям добывать нефть на территории заповедников Аляски, и столько же раз терпел неудачу. Он также хотел бы расширить добычу газа в районе Скалистых гор, и активизировать разведку газовых и нефтяных месторождений, находящихся, по всеобщему убеждению, у берегов Флориды, Калифорнии и других штатов.
Возможно, он получит кое-что из запрашиваемого, однако, по моему мнению, Аляска в этот список включена не будет. Да это и не важно: внутренних запасов, даже в случае полной выработки, не будет достаточно для решения проблемы энергетической безопасности страны.
Вторая категория предложений, поступающих президенту, состоит их многочисленных просьб. Сторонники атомной энергии призывают к ускорению процедуры лицензирования атомных станций, к решению проблемы хранения радиоактивных отходов и к государственной поддержке переработки отработанного топлива. Президент попытается дать им то, что они хотят, однако перед ним слишком много препятствий. Действующее законодательство затрудняет ускорение разрешительных процедур, могущественный лидер демократов в Сенате представляет Неваду - штат, располагающий наилучшим предприятием для хранения радиоактивных отходов - и он будет бороться против его использования, а так же ядерная энергия по-прежнему является слишком дорогой альтернативой углю.
Кроме того, пока Америка не заменит 237 миллионов автомобилей, грузовиков, автобусов и мотоциклов, требующих для езды нефтепродукты, частично или полностью электрическими машинами, атомные станции ничем не смогут помочь транспортному сектору. Поэтому аналитические организации, такие как Центр политики в сфере безопасности (Center for Security Policy), призывают президента распорядиться, чтобы каждый автомобиль, производимый в США, мог двигаться от также от электричества или на спиртосодержащем топливе. Это потребует "стимулов" - так вежливо называют субсидии - для производства и приобретения нового поколения автомобилей и изменения энергораспределительной инфраструктуры.
Третья группа политиков хочет, чтобы президент объявил, что "налог на бензин в обозримом будущем будет постоянно повышаться для того, чтобы стимулировать инвестиции во все виды технологий, без упоминания какой-либо конкретной из них". Поступающие средства могут быть использованы для понижения налогов на заработную плату. Президент может согласиться и на одну из версий этого предложения, попросив Конгресс установить налог на импорт нефти, который начинает действовать только в тех случаях, если цена нефти опускается ниже 35 долларов за баррель.
Однако, если можно судить по истории, из любой президентской инициативы мало чего выйдет. Конгресс больше озабочен восстановлением потрепанной скандалами репутации (республиканцы) и нападками на президента (демократы), чем энергетической безопасностью страны.
Ирвин Стелцер - директор центра по изучению экономической политики в Хадсоновском институте (Hudson Institute)
____________________________________________________________
Избранные сочинения Ирвина Стелцера на ИноСМИ.Ru
Нефтяная власть ("The Weekly Standard", США)
Два рынка ("The Weekly Standard", США)