Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Думая о злосчастном президентстве Джорджа У. Буша, я пытался подобрать какую-то религиозную аналогию столь вопиющего невезенья. Как обычно, в поисках просветления я обратился к Священному Писанию - канонической 'Библии короля Якова' (1611 г.). Так случилось, что я открыл ее на Книге Ионы, и узнал, что этот пророк - он, как и Буш, имел обыкновение болтать с Господом о том о сем

Думая о злосчастном президентстве Джорджа У. Буша, я пытался подобрать какую-то религиозную аналогию столь вопиющего невезенья. Как обычно, в поисках просветления я обратился к Священному Писанию - канонической 'Библии короля Якова' (1611 г.). Так случилось, что я открыл ее на Книге Ионы, и узнал, что этот пророк - он, как и Буш, имел обыкновение болтать с Господом о том о сем - попал к Вседержителю в немилость и превратился в 'ходячее несчастье': беды преследовали его повсюду, даже круизный лайнер, на котором он путешествовал, из-за одного присутствия Ионы на борту чуть было не потонул во время шторма. Когда команда установила, что во всем виноват пассажир по имени Иона, его попросту вышвырнули за борт, и - о чудо! - море тут же успокоилось. Следующие трое суток он причинял массу неудобств киту, в чреве которого оказался: несчастное млекопитающее, страдавшее от тошноты и несварения желудка, в конце концов 'извергло' Иону - подобно тому, как приличные люди всего мира поступили с Бушем.

Вообще-то, Господь хотел от Ионы, чтобы тот как следует разобрался с Ниневией, чьи жители, как презрительно заметил всемогущий, 'не умеют отличить правой руки от левой' - ну прямо, как багдадцы, которые до сих пор не могут взять в толк, что общего с демократией имеет хаос, воцарившийся в их стране благодаря клике Чейни-Буша. Впрочем, особую актуальность эта аналогия приобретает, если подумать, что может натворить любой ураган в Мексиканском Заливе, когда страну возглавляет президент не просто некомпетентный, но явно проклятый тем самым богом, которому он поклоняется.

Сами видите, как рушится все, к чему он прикоснется! Кто знает, какие еще несчастия навлечет на нас злой рок, витающий над этим человеком? Может быть, американскому народу стоит последовать примеру моряков, скормивших библейского пророка киту, чтобы успокоить шторм, и убедить нашего 'президента Иону' вместе со своим невезеньем удалиться на покой в собственный филиал рая - Кроуфорд, штат Техас. Честное слово, мы заслужили отдых. Да и он, видит бог, тоже. Вспомните, как расцвел Никсон после отставки! Так и видишь идиллическую картину: счастливый экс-президент Иона, не выходя из своей роскошной библиотеки, потчует 'истинно верующих' поклонников сентенциями в духе мультяшного Гомера Симпсона.

Разве что в славные дни Уотергейта и 'падшего ангела' Никсона нам приходилось столько же читать о выдающихся талантах наших лидеров во всем, что связано с враньем и преступлениями. К тому же сейчас наше 'раннее средневековье' достигло того этапа, когда мы не только понапрасну ищем героя-избавителя, но и утыкаемся в стену каждый раз, когда пытаемся нащупать альтернативный путь. Мы с ужасом осознаем, что стали пленниками дня сегодняшнего, который мало кто из нас мог предвидеть и почти никто не в состоянии понять, хотя книг и брошюр об этом написано столько, что они уже напоминают полчища саранчи, слетевшееся на китайские поля в старом фильме 'Благословенная земля' ('The Good Earth').

Я прочел немало таких книг о запустении в нашем доме - все искал среди них ту, где лучше и понятнее всего будет рассказано о том, как мы дошли до жизни такой, и куда мы идем сейчас, когда нашу 'благословенную землю' сожрала саранча, и праведникам осталось рассчитывать только на Вознесение. Что ж, нам, остальным, тем временем стоит прочесть - не без пользы для себя - книгу 'Темные века Америки: империя на завершающей стадии' ('Dark Ages America: The Final Phase of Empire') написанную Моррисом Берманом (Morris Berman), профессором социологии из Католического университета Америки (Вашингтон).

Каюсь, я испытываю определенные 'собственнические чувства' в отношении каждого, кто называет Америку империей: говорят, что именно я первым высказал эту еретическую идею еще в начале 1970-х. У одного рецензента из журнала 'Time' она вызвала такое отвращение, что в качестве доказательства моего полного безумия он привел такой аргумент: 'Этот писатель даже называет Соединенные Штаты империей!' Замечу в скобках, что в то же самое время владелец этого журнала Генри Люс (Henry Luce) кричал на всех перекрестках, что наступил 'век Америки'. Вот что значит правильно подобрать слова!

Берман начинает с краткого экскурса в недавнюю историю. 'Наша страна клонилась к закату еще в те времена, когда Рональд Рейган, с решимостью страуса, прячущего голову в песок, заявлял, что над Америкой 'забрезжил новый день'. Через двадцать с лишним лет, при 'императоре-недоросле' Джордже У. Буше (как его называет политолог Чалмерс Джонсон (Chalmers Johnson)), мы уже всерьез вступили в 'Темные века' [один из периодов раннего средневековья (VI-VIII вв.) - прим. перев.], следуя близорукому курсу, способному лишь ускорить наш упадок.

Все, что мы видим вокруг, напоминает о Западе после падения Римской империи: торжество религии над разумом; атрофия образования и критической мысли; слияние церкви, государства и 'пыточного застенка' в единую всемогущую 'тройку', (именно это, по мнению Вольтера, было самой страшной чертой средневекового мира); политическая и экономическая маргинализация нашей культуры:. Британский историк Чарльз Фримен (Charles Freeman) подробно описал переходную эпоху поздней Римской империи в своей книге, чье название - 'Торжество мракобесия на Западе' ('The Closing of the Western Mind') - как нельзя лучше подходит для характеристики нашего нынешнего президента. Видит бог, г-н Буш - не Блаженный Августин, однако именно этого мыслителя Фримен называет воплощением общей тенденции, господствовавшей в IV веке, а именно 'постепенного подчинения разума религии и власти'. Именно это мы наблюдаем сегодня, и ни одно общество, пережив подобный процесс, не может сохранить свободу. Однако это явление вызывает у чиновников администрации, да и немалой части американского народа, агрессивное чувство гордости'.

Кстати, люди, внимательно отслеживающие действия нынешней 'странноватой' администрации, отмечают: Буш, как и его сторонники-евангелисты, убежден, что выполняет волю божью, а вера - сильнее эмпирических фактов. Берман цитирует одного высокопоставленного президентского советника, который с презрением отзывался об 'обществе реалистов', сопровождая его слова весьма разумным комментарием: 'Если страна не в состоянии адекватно воспринимать реальность, и считает религиозные заблуждения руководством к действию, она фактически утрачивает способность удерживать свои позиции в мире'.

Берман широкими мазками набрасывает общий ландшафт американской жизни; когда речь идет о культуре, он больше напоминает 'Долину смерти'. В средних школах, где еще разрешено преподавать эволюционную теорию Дарвина, очень многие учителя просто боятся говорить на эту тему с учениками, которых эволюция, увы, часто еще не затронула. 'Добавьте к этому принципиально враждебное отношение нынешней администрации к науке (взять хотя бы пример с исследованием стволовых клеток), и получаем четкую картину - наследие эпохи Просвещения медленно, но верно оттесняется на обочину. Теракты объясняются с точки зрения религии - как проявление вселенской борьбы Добра и Зла - а не политических процессов: В Соединенных Штатах воцарилось манихейство. По данным опроса, проведенного журналом 'Time', 59% американцев верят, что апокалиптические пророчества из 'Откровения Иоанна' осуществятся, и почти все эти люди к тому же убеждены, что праведники после Страшного суда 'вознесутся' на небеса.

Наконец, не стоит удивляться и антипатии администрации Буша к демократии: Как уже отмечалось, фундаментализм и демократия - понятия взаимоисключающие. Антитезой Просвещению, естественно, является трайбализм, диктат 'групповых инстинктов' - и именно в этом направлении все быстрее продвигаются Соединенные Штаты: Энтони Льюис (Anthony Lewis), тридцать два года проработавший обозревателем в 'New York Times', отмечает: то, что происходит у нас в стране после 11 сентября, не только нарушает права горстки людей, задержанных властями, но и подрывает сами основы демократии. Заключение без суда, отказ в доступе к адвокату, годы изоляции и допросов - все это стало в Соединенных Штатах 'стандартной процедурой', и американцев это не волнует. Столь же равнодушно отнеслись они и к сообщению, опубликованному в 'Newsweek' в июле 2004 г., о том, что Белый дом и Министерство юстиции несколько месяцев обсуждали целесообразность отмены предстоящих президентских выборов в случае возможного теракта'.

Полагаю, возобладала точка зрения самых технически продвинутых чиновников: они убедили остальных не прибегать к столь крайней мере, уверяя, что недавно установленные электронные машины для голосования можно 'настроить' таким образом, чтобы Буш без труда победил при любом раскладе (если сомневаетесь, советую прочесть доклад конгрессмена Джона Коньерса (John Conyers) о подтасовке результатов выборов в Огайо).

Тем временем оболванивание народа продолжается полным ходом. 'В ходе опроса об отношении к Первой поправке к Конституции, проведенного Коннектикутским университетом в 2003 г., - отмечает Берман, - 34% респондентов заявили, что ее положения 'заходят слишком далеко'; 49% сочли, что пресса в стране чересчур свободна; по мнению 28%, газетам следует запретить публиковать статьи без предварительной санкции властей; еще 31% высказался за то, чтобы запретить публичные антивоенные акции в период, когда страна ведет войну; наконец, 50% согласились с тем, что во имя войны с террором государство имеет право ограничивать свободу вероисповедания в отношении 'некоторых религиозных групп''.

Обычно авторы таких невеселых книг, как работа профессора Бермана, в какой-то момент неожиданно прерывают скорбный список наших изъянов, и клятвенно заверяют читателя: как только люди узнают, что происходит, правда освободит их от морока, и из четверти миллиарда огоньков знания возгорится пламя, которое заставит мрак отступить. Но Берман - серьезный ученый, и утешительные банальности - не его удел. Напротив, он объясняет нам: те, кто мог зажечь хотя бы искорку света, сделать этого уже не в состоянии - обмен мнениями о нашем нынешнем положении крайне ограничен, если вообще существует. Может быть, выход в совершенствовании школьного образования? Конечно, вот только наш вечный 'веселый гонец, приносящий мрачные вести' - 'New York Times' - сообщает, что во многих школьных округах вводятся регулярные проверки учеников на наркотическое опьянение: похоже, выражение 'опиум для народа' применительно к нашей 'обкурившейся' молодежи следует понимать буквально. А что же взрослые американцы, бегущие от наркотиков, как от чумы? А вот что: миллионы наших сограждан не знают, какие страны были противниками США во второй мировой войне. Многие выпускники университетов не понимают разницу между аргументом и утверждением (получается, что их преподавателям этот 'крепкий орешек' тоже оказался не по зубам?) Одного турагента из Аризоны клиенты часто спрашивают, нельзя ли сэкономить деньги, отправившись на Гавайи поездом, а не самолетом. Лишь у 12% американцев есть загранпаспорта. Во время президентских выборов 2004 г. 42% избирателей были уверены, что Саддам Хуссейн причастен к терактам 11 сентября. Когда одного старшеклассника спросили, кто победил в Американской гражданской войне, тот равнодушно ответил: 'Не знаю и не интересуюсь'. (Кстати, почти то же самое заявил и один активный неоконсерватор, горделиво признавшись: 'Гражданская война в США для меня такая же древняя история, как Война алой и белой розы').

Рекламщики и/или политики ежедневно заверяют нас, что мы самая богатая страна в мире, что все нам завидуют, и, очевидно, именно поэтому так много ужасных, невоспитанных людей только и мечтают устроить нам теракт. Нас окружает непроницаемая завеса, отсекающая ту информацию об окружающей действительности, которую имеют все люди, живущие в странах, которые можно назвать 'нормальными государствами'. Впрочем, для хозяев нашей страны мы вообще не люди, а просто капризные потребители, или абстрактная рабочая сила, которую можно заставлять слишком много трудиться, недоплачивая за этот труд и не заботясь о ее здоровье. По оценке Всемирной организации здравоохранения наша медицина занимает 37-е место в мире (именно так! А точнее, все у нас не так), сильно отставая даже от Саудовской Аравии, этого идеала наших техасцев. Уровень младенческой смертности у нас тоже достаточно высок, так что власть может не заботиться о создании системы образования, достойной 'промышленно развитой страны'. Кроме того, даже наши 'средства массовой дезинформации' вынуждены констатировать, что, несмотря на рост прибылей отдельных компаний вроде 'Halliburton', бушевские агрессивные войны против малых стран, ничуть не угрожающих нашей безопасности, окончательно и бесповоротно разорили страну.

Наш годовой внешнеторговый дефицит достиг полутриллиона долларов, а это означает одно: то, что мы производим, мало интересует зарубежных покупателей - если, конечно, не принимать за чистую монету вымученные сообщения о 'невероятной' популярности нашей развлекательной продукции. Жаль, пока еще нет данных о зарубежных сборах 'Кинг Конга' - этого 'Эдсела' американского киноконвейера [Edsel - название марки автомобилей Ford, выпущенной в 1959 г.: этот проект принес фирме огромные убытки, поэтому 'Эдсел' в СШа считается синонимом провала - прим. перев.]. Впрочем, уже ходят слухи, что 'Болливуд' (индийская киноиндустрия) скоро 'догонит и перегонит' нашу! Берман отмечает: 'В науке мы утратили преимущество перед Европой. Экономику США держат на плаву огромные зарубежные кредиты (в 2003 г. объем заимствований составлял 4 миллиарда долларов в день). Что, по вашему, случится, если кредиторы Америки решат перекрыть нам денежный кран, или страны ОПЕК - перейти в расчетах за нефть с доллара на евро? : Авторы отчета Международного валютного фонда за 2004 г. пришли к выводу, что Соединенные Штаты 'скатываются к банкротству''. Тем временем первое место в мире по объему зарубежных инвестиций занял наш излюбленный 'потенциальный противник' - Китай, а второе - Франция [так в тексте - прим. перев.], которую усердно поливают грязью наши неандертальцы-неоконсерваторы.

Что ж, у нас, по крайней мере остался плавленый сыр Kraft, ну и, конечно, смертная казнь. Берман утверждает, что соглашение [о послевоенном международном финансовом устройстве - прим. перев.] заключенное в Бреттон-Вудс в 1944 г., заложило основу системы, нацеленной на обеспечение полной занятости и социальной помощи членам общества, которым повезло меньше других - так называемого 'интервенционистского государства' или 'государства всеобщего благосостояния'. Это произошло за счет установления фиксированных, но гибких паритетов валют, привязанных к доллару, курс которого, в свою очередь, был привязан к золотому эталону. Одним словом, Бреттон-Вудская система спасла мировой капитализм, придав ему более человечный характер. В 1971 г. Никсон аннулировал это соглашение, что, по мнению Бермана, положило начало масштабному процессу перераспределения капитала от малоимущих слоев и среднего класса в пользу богачей и сверхбогачей.

Профессор Берман, как, увы, и сама история, не обещает нам 'хэппи-энда'. Когда достойнейший государственный муж Тиберий (которого незаслуженно очернили современники), став императором, получил от Сената послание, в котором 'благородные отцы' заверяли его, что автоматически примут любой закон, какого пожелает принцепс, он приказал передать им, что это отвратительно: 'А если император болен, или безумен, или неспособен к управлению государством?' Он вернул послание сенаторам, но те направили его вновь. Тиберий среагировал так: 'До чего же вы жаждете быть рабами!' Слыша, как республиканцы в конгрессе превозносят 'государственную мудрость' Буша, я часто вспоминаю этого по настоящему мудрого императора.

Теперь, когда нашего президента поймали на незаконном прослушивании разговоров граждан, он огрызается, говоря о своих полномочиях 'президента воюющего государства' - видимо, он полагает, что это ставит его выше любых законов нашей страны. Как ни странно, никто из конгрессменов не предположил, что, возможно, они имеют дело с безумцем, вообразившим себя новым Линкольном; впрочем, в любом случае никакой он не президент воюющей страны. Мы не находимся в состоянии войны ни с одним государством : пока. В мире нет страны под названием 'террор' - это всего лишь абстрактное существительное, как, например, 'лжец'. Несомненно, незаконное и самовольное бесчинство, которое он творит в Ираке, могло показаться настоящей войной, - по крайней мере тем людям по обе стороны баррикад, кто в результате погиб или получил ранение - но это не делает происходящее там войной, точно так же, как якобы одержанная победа на двух президентских выборах не означает, что рано или поздно народ не потребует расследовать манипуляции с результатами этих выборов. Хотя Буш сделал немало такого, что во времена 'старой республики' могло закончиться для него импичментом, нынешняя система его защищает: 'пожизненное владение' депутатскими мандатами позволяет республиканскому большинству в Палате представителей, пренебрегая своим долгом, не отрешать его от должности за вопиющую некомпетентность, проявленную, скажем, во время стихийного бедствия в штате Луизиана.

Наши отцы основатели считали, что двухлетний срок депутатских полномочий для члена Палаты представителей - максимальный уровень демократии, необходимый стране и тогда, и в будущем. Поэтому они не видели особой необходимости в принятии специального закона об отрешении президента от должности не дожидаясь очередных выборов, если он окажется неспособен выполнять свои обязанности и утратит доверие народа. Но, как говорил Экклезиаст, 'все проходит', так что сегодня большинство граждан страны должно по-доброму убедить Буша, что он будет гораздо счастливее в Кроуфорде, подрезая кусты, а солдаты, которым посчастливилось остаться целыми и невредимыми, удовлетворятся тем, что они живы и не стали калеками. Может быть, мы и рабы, но люди мы разумные.

Единственный способ, которым большинство граждан может указать Бушу дорогу на Кроуфорд - это прислушаться к призыву организации под названием 'Мир не может больше ждать'. Они считают, что программу действий на 2006 г. должна определять не бушевская банда, а люди, объединившиеся для массовых политических акций.

Они призывают жителей больших и малых городов по всей стране провести 31 января - в день, когда Буш выступит с очередным докладом Конгрессу о положении в стране - шумные митинги: так, чтобы слова 'Буш, уходи!' были слышны всем и каждому. Ровно в 9 вечера, когда Буш начнет свое выступление, люди веселыми криками могут символически 'заглушить' его речь. После этого, в субботу 4 февраля, все желающие могут собраться у Белого дома, и еще раз сказать ему: уйди, пожалуйста, и не забудь захватить свою программу с собой.

____________________________________________________________

Избранные сочинения Гора Видала на ИноСМИ.Ru

Годы над ним не властны ("The Guardian", Великобритания)

Имперская амнезия ("In These Times", США)

Мы - патриоты ("Rebelion", Испания)

В событиях 11 сентября есть несколько загадочных аспектов, требующих разъяснения ("La Vanguardia", Испания)

Прощание со свободой ("The Guardian", Великобритания)