Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Страны-гаранты, вызывающие сомнения

У Москвы и Китая - ключ к решению иранского и северокорейского кризиса

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Владимир Путин сам выступил с инициативой создания международной системы контроля над оборотом ядерного топлива. Надо поймать российского президента на слове

Филателисты иногда посылают письма самим себе с единственной целью, чтобы погасить как можно раньше вновь приобретенную марку и затем поместить ее в кляссер. Примерно так выглядел тот ужин министров иностранных дел пяти постоянных членов Совета безопасности, во время которого договорились, чтобы Международное агентство по атомной энергии в Вене подготовило в связи с ядерным спором с Ираном письмо и направило его - в адрес Совета безопасности ООН с теми же пятью постоянными членами. Срочное совещание Совета управляющих МАГАТЭ, намеченное на утро завтрашнего дня, может в связи с этим стать делом формальным. То, что большинство будет за передачу рассмотрения спора с Ираном в Совет безопасности, кажется, не вызывает сомнений после того, как на сторону такого решения удалось привлечь Москву и Пекин. Вопрос, скорее, заключается в том, что будет делать Совет безопасности с проштемпелеванным как положено письмом. Прочитает его? В состоянии ли он принимать решения, если Иран продолжит реализацию своей ядерной программы, и если появятся сомнения относительно ее мирных целей? В двух нынешних крупных конфликтах, связанных с вопросом нераспространения оружия массового уничтожения, - с Ираном и Северной Кореей - ключевую роль Китая и России до сих пор в целом не замечали. Оба государства играют решающую роль не только в дипломатическом процессе, способном привести к санкциям ООН, если пять постоянных членов Совета придут к пониманию угрозы, которую представляет собой северокорейское или иранское ядерное оружие. Москва и Пекин являются также странами-гарантами возможного решения корейского и иранского кризиса. Это внушает опасения Западу, поскольку возникает вопрос, в какой мере можно доверять наполовину демократическим или недемократическим великим державам урегулирование такой жизненно важной проблемы?

Случай 1 - Иран

У Тегерана есть возможность в любой момент остановить международный кризис, связанный с его ядерной программой, и заключить соглашение с Москвой об обогащении урана на российской территории. Переговоры и без того идут параллельно с усилиями 'тройки' ЕС и США создать против Тегерана дипломатический фронт, и они прекрасно вписываются в маневры на срыв этого и на затягивание времени. Россия и Иран могли бы определить условия своей ядерной сделки одни, прежде всего, что касается участия иранских ученых-ядерщиков и всего остального, о чем они хотят, чтобы знал мир.

Случай 2 - Северная Корея

Китаю в связи с самоотречением дипломатии США выпала роль главного переговорщика в споре вокруг ядерной программы Пхеньяна. Китай организует шестисторонние переговоры, поддерживает прямые контакты с Пхеньяном и поддерживает экономическую жизнь режима, поставляя энергоносители. Поскольку Пекин играет ведущую роль, то он также может определять, что является успехом и что неудачей на переговорах с Кореей. Прекращение реализации ядерной программы как условие для дальнейших переговоров, чего требует Вашингтон, не является приоритетом китайцев. При этом Южная Корея и Россия на их стороне. Пекин в отличие от администрации США не заинтересован в дестабилизации режима Ким Чен Ира. Это означало бы, не в последнюю очередь, массовый приток беженцев в Китай с соответствующими экономическими последствиями. Позицию великих держав, Китая и России, в споре вокруг ядерных программ диктуют региональные и - прежде всего как это имеет место у русских в отношениях с Ираном - экономические интересы. Этого, видимо, вряд ли достаточно, чтобы гарантировать рассчитанное на длительное время и поддающееся проверке урегулирование корейской и иранской проблемы. Запад должен добиваться международного урегулирования. Владимир Путин, например, сам выступил с инициативой создания международной системы контроля над оборотом ядерного топлива. Надо поймать российского президента на слове.