Москва, 1 февраля 2006 года. Во вторник на марафонской пресс-конференции в Кремле президент Владимир Путин призвал ХАМАС признать право на существование Израиля и высказался против предоставления независимости Косово.
Путин также сказал, что четверка обвиненных в шпионаже британских дипломатов не будет выслана из России, и что этот инцидент не должен испортить отношения между Москвой и Лондоном. Он привел длинный перечень экономических достижений России в годы своего президентства, высмеяв иностранных критиков, заявляющих о том, что Россия недостойна быть членом Большой Восьмерки (G-8), с помощью поговорки "Собака лает - караван идет".
Путин излучал уверенность, обсуждая очень широкий круг тем; за время сессии, длившейся три с половиной часа, он ответил на вопросы 64 журналистов, иногда позволяя себе шутить или использовать разговорный язык.
Примерно половина из 1000 присутствовавших журналистов прибыла на это ежегодное мероприятие из российских регионов, и многие задавали Путину неожиданные вопросы, представлявшие локальный или персональный интерес.
С тех пор, как в 2000 году Путин впервые стал президентом, эта пресс-конференция является пятой по счету в своем роде и на сегодня самой многолюдной и продолжительной. Первые два часа пресс-конференции транслировались в прямом эфире на двух общенациональных государственных телеканалах.
Относительно ХАМАС, выигравшей парламентские выборы в Палестинской автономии, Путин сказал, что Россия никогда не считала эту организацию террористической, и что Москва выступает против прекращения иностранной помощи, но также заявил, что он ожидает, что ХАМАС переменится.
"Мы знаем, что во всем мире оппозиция очень часто выступает с достаточно радикальными заявлениями, а другое дело, когда она получила вотум доверия народа, - сказал он. - А для этого нужно уйти от радикальных заявлений, нужно признать право на существование Израиля".
Путин сказал, что предоставление независимости населенной преимущественно этническими албанцами сербской провинции Косово, которая с 1999 года находится под контролем Организации Объединенных Наций (ООН), могло бы создать опасный прецедент для других стран. Не упоминая об опасениях России за собственную территориальную целостность в таких местах, как Чечня, он предостерег, что пример независимого государства Косово может сделать более вероятным, что Россия и другие страны признают независимыми государствами такие мятежные грузинские провинции, как Абхазия и Южная Осетия.
"Если кто-то считает, что Косово можно предоставить полную государственную независимость, то тогда почему мы должны отказывать в этом абхазам или южноосетинцам?" - сказал он.
Путин выразил гордость за экономические достижения России под своим руководством.
"Кстати говоря, в позитив деятельности Правительства и всего руководства страны я бы еще записал здесь понижение количества наших граждан, которые живут за чертой бедности, - значительно сокращено это число, - и снижение безработицы, - сказал он. - Рост золотовалютных резервов Центрального банка значительный, просто рекордный. . . и как результат - социальные последствия: средняя заработная плана в стране выросла на 9,8 процента, доходы населения в среднем выросли на 8,7 процента, пенсии - на 13 процентов, значительный рост".
Он отметил, что в истекшем году экономика России выросла на 6,4%, а рыночная капитализация фондового рынка страны взлетела на 88%.
Путин проигнорировал тех иностранцев, которые говорят, что России не место в G-8, несмотря даже на то, что она в этом году занимает переходящее кресло председателя этого клуба.
Вот что он сказал: "Я знаю настроение лидеров "восьмерки". Никто не против, все за подключение России к этому клубу и к активному участию России в этом клубе, потому что никто не хочет, чтобы "восьмерка" превратилась в сборище "жирных котов", потому что разница, дисбаланс в мире нарастают".
"Разница в уровне жизни между так называемым золотым миллиардом и беднейшими странами мира растет", - отметил он.
Относительно шпионского инцидента, в котором британских дипломатов обвинили в использовании замаскированной под булыжник аппаратуры связи малой дальности для обмена информацией с российскими источниками, Путин сказал, что, по его мнению, этот инцидент "не приведет к понижению уровня нашего взаимодействия с Великобританией".
"Мы обсудим это, уверен, и на личных встречах с Премьер-министром, - сказал он. - Во всяком случае, характер и качество наших отношений сегодня настолько крепкие и фундаментальные, что скандалы подобного рода, к счастью, не могут подорвать фундамент нашего взаимодействия с Великобританией".
Что же касается обвиненных в шпионаже дипломатов, "пусть они остаются здесь", сказал Путин, добавив, что "в дипломатическом представительстве любой страны есть часть чистых дипломатов, а есть представители специальных служб".
Однако он дал понять, что эта четверка дипломатов будет находиться под наблюдением. "Нам это будет приятнее осознавать, что люди находятся под нашим контролем", - сказал он.
Некоторые обозреватели расценивают обвинения в шпионской деятельности главным образом как попытку оказать давление на российские неправительственные организации (НПО), которые получают деньги от посольства Великобритании, поскольку один из обвиненных дипломатов, якобы, играл ключевую роль в этом финансировании. Министерство иностранных дел Великобритании отрицает какие-либо незаконные действия в своих отношениях с российскими НПО, но также не признает, как и не отрицает обвинений в шпионаже.
Во время пресс-конференции Путин также повторил свои утверждения, что Россия испытала высокоманевренные ядерные ракеты, которые способны преодолеть любую систему противоракетной обороны, какая только может быть создана другими странами. Впервые Путин говорил о маневрирующих ядерных ракетах 2 года назад; представляется, что во вторник он вновь затронул эту тему, чтобы подчеркнуть геополитическое могущество России.
По прошествии двух с половиной часов Путин дал понять, что пора завершать пресс-конференцию, выразив свою мысль словами, которые редко можно услышать от крупного мирового лидера: "Я думаю, что вряд ли кто-то из нас, собираясь на это мероприятие, одел памперсы, поэтому нам все равно технологический перерыв нужно сделать. Мы еще немножко поработаем, но будем двигаться к завершению".
Затем Путин принимал вопросы еще в течение часа, кажется, выиграв соревнование по выносливости с многими из присутствовавших в зале. Ближе к концу более сотни журналистов все еще тянули вверх руки, но он дважды повторил, что мероприятие близится к завершению, и оба раза эти его высказывания вызвали аплодисменты.