О полном контроле над нефтяным сектором не может быть и речи, форсировать национализацию автомобильной промышленности он не будет. Так президент России Владимир Путин опровергал на своей большой ежегодной пресс-конференции в Кремле действительность.
Теперь под эгидой государственного холдинга должны быть объединены все значимые активы российского автомобилестроения. Это должно повысить конкурентоспособность российских производителей легковых и грузовых автомобилей, говорят в Кремле.
Но можно ли их еще спасти? Еще недавно все предприятия, производящие автомобили, были комбинатами государства под названием Советский Союз. На качество производители могли не обращать внимания, в конце концов, не было никакого рынка и никакой конкуренции.
'Лада' & Co слишком долгое время существовали как частные концерны в условиях зоны, свободной от рынка, и после распада Советского Союза. В заводы закачивали государственные субсидии, защитные таможенные пошлины избавляли их от зарубежной конкуренции. Но ничего не помогло. Качество продукции российских производителей достойно сожаления, и тот, кто может себе позволить, приобретает импортный автомобиль или, в крайнем случае, западную машину "Made in Russia".
У российского автомобилестроения есть только один шанс, чтобы выжить: если оно будет работать в рыночных условиях и сотрудничать с иностранными производителями. Преодолеть технологическое отставание, равное нескольким десятилетиям, можно только так, если это вообще возможно.
Государственные миллиарды, которые должны поставить холдинг на ноги, можно сэкономить. Они все равно уйдут по темным кремлевским каналам. Если Россия действительно хочет что-то сделать для своих автомобилестроителей, то их собственность должна остаться в неприкосновенности. А вместо этого было бы правильнее улучшить рамочные условия для инвесторов.