Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Скандалогия

Искусство политического скандала: самоучитель для начинающих

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Для Республиканской партии и правительства Буша в прошлом году случился явный недород. Что же касается года наступившего, то он, судя по итогам первого месяца, окажется так же скуден на успехи и победы, зато Америка имеет все шансы собрать рекордный урожай политических скандалов - причем созданных главным образом руками демократической части Конгресса в явно электоральных целях

Для Республиканской партии и правительства Буша в прошлом году случился явный недород. Что же касается года наступившего, то он, судя по итогам первого месяца, окажется так же скуден на успехи и победы, зато Америка имеет все шансы собрать рекордный урожай политических скандалов - причем созданных главным образом руками демократической части Конгресса в явно электоральных целях (в ноябре 2006 года в США будет переизбираться весь состав Палаты представителей, одна треть Сената, а также органы местной власти - прим. перев.).

Сегодня на улицу Демократической партии пришел праздник, какого там не видали со времен Клинтона, загнанного в свое время республиканцами с таким же радостным улюлюканьем и, по большому счету, с помощью того же оружия - независимых расследований, обвинений сексуального характера, - которое еще раньше весьма эффективно использовалось против двух предыдущих правительств, сформированных республиканцами и консерваторами.

Молодые партийцы роют песок копытами. Ветеранам политического процесса все это уже слишком хорошо знакомо - раз от разу меняются только имена. Если уж на то пошло, вашингтонским скандалам столько же лет, сколько самому Вашингтону - а, может, даже больше, - и те, кто внимательно следит за особенностями национальной политики, видит, что они один за одним всегда укладываются в одну и ту же привычную колею.

Конечно, не все скандалы одинаковы, и скандалы определенного рода по определению серьезнее, чем другие, и сильнее бьют по положению государственных мужей. Мы выделили - не претендуя на исчерпывающий характер данного исследования - десять основных типов вашингтонских скандалов.

1. "Порок"

Этот тип скандала больше всего любит пресса - наркотики, секс, азартные игры, даже насилие (если есть) - в общем, все, что привлекает внимание людей, хотя к собственно государственно-управленческим качествам жертвы прямого отношения никак не имеет. Из таких скандалов популярнее всего случай с Моникой Левински (Monica Lewinsky), хотя стены зданий федерального округа Колумбия помнят и Чаппаквиддик, и Уилбура Миллса, и Гэри Харта. (Чаппаквиддик [Chappaquiddick] - в июне 1969 года Эдвард Кеннеди, брат покойного президента Джона Ф. Кеннеди и сенатора Роберта Кеннеди, не справился с управлением, возвращаясь с праздника, устроенного одним из его друзей на острове Чаппаквиддик на Атлантическом побережье США, и упал с моста в машине. На празднике он был с секретаршей Р. Кеннеди Мэри Джо Копечне, хотя жена и дети остались дома. Сам он скрылся с места происшествия, секретарша погибла. Уилбур Миллс [Wilbur Mills] - кандидат в президенты от Демократической партии на выборах 1972 года. 7 октября 1974 г. он был замечен за рулем в состоянии сильного алкогольного опьянения. В машине с ним была известная стриптизерша Фэнни Фокс. В результате скандала У. Миллсу пришлось уйти с поста председателя одного из комитетов Палаты представителей Конгресса. Гэри Харт [Gary Hart] - член Демократической партии, претендент на выдвижение кандидатом в президенты на выборах 1984 и 1988 гг. Когда в разгар кампании 1988 г. его уличили в супружеской неверности, Г. Харт отверг все обвинения, однако впоследствии дважды был зафиксирован факт его внесупружеской связи с некоей Донной Райс. В результате скандала Харт был вынужден отказаться от дальнейшей борьбы за выдвижение - прим. перев.)

В пользу того, что о скандалах первого типа говорить действительно необходимо, что они существуют не просто 'для влечения и развлечения', приводится множество различных аргументов. Если речь идет о ком-либо из высокопоставленных чинов правительства, его противники утверждают, что непотребное поведение - свидетельство моральной нестойкости и связанной с этим неспособности занимать важные ответственные должности. Если тот, на кого нацелен скандал, работает в правоохранительных органах, противники говорят, что, если человек сам не уважает закон, он не может его охранять. Если же он был замечен в произнесении громких морализаторских речей, то после такого скандала от слова 'лицемер' воздухе просто дым стоит.

Стратегий защиты против обвинений в 'разврате и пороке' две: либо доказывать, что личное поведение жертвы не имеет никакого отношения к качествам, влияющим на ее способность исполнять обязанности государственной службы, либо на некоторое время уйти из общественной жизни, а, когда пыль уляжется, вернуться и объявить, что 'бес изгнан' - причем предпочтительно это делать с помощью Ларри Кинга (Larry King, американский телеведущий, известный своими 'откровенными' интервью со знаменитыми людьми - прим. перев.). И то и другое в нашем современном обществе срабатывает - со временем клеймо 'исчадия разврата и порока', оказывается, удивительно легко сходит.

С самого 2000 года правительство Буша скандалы такого типа как-то не затрагивали, если не считать, что несовершеннолетних дочек президента как-то поймали на распитии спиртных напитков. У республиканцев вообще дела складывались не так хорошо: депутат Конгресса от Южной Дакоты Билл Дженклоу (Bill Janklow) насмерть сбил человека машиной, а Джек Райан (Jack Ryan), кандидат в сенаторы от Иллинойса, был замечен в том, что со своей бывшей женой ходил в секс-клубы. При этом губернатору Калифорнии Арнольду Шварценеггеру обвинения в непристойном поведении по отношению сразу к нескольким женщинам во время его работы в Голливуде никакого особого вреда не нанесли.

(2) "Алчность"

В частном секторе скандалам второго типа несть числа - вспомним тех же Марту Стюарт (Martha Stewart), Ивана Боески (Ivan Boesky) или дело 'Энрона' (Марта Стюарт - автор популярных в США книг для домохозяек, осуждена за использование инсайдерной информации; Иван Боески - известный финансист, осужден за торговлю инсайдерной информацией; высшие должностные лица американской энергетической корпорации 'Энрон' в настоящее время ждут суда за манипуляции финансовой отчетностью на бирже - прим. перев.). Если такой скандал разворачивается в отношении человека, занимающего выборную должность, это либо 'тень прошлого', либо такой скандал появляется в тандеме со скандалом номер три (см. ниже).

В хорошем скандале второго типа 'алчность к деньгам' действительно 'соединяется с жаждою наслаждений": в нем обязательно должен быть либо рассказ о вызывающем богатстве и мотовстве 'обвиняемого', либо какая-нибудь соответствующая моменту и хорошо запоминающаяся фраза - например, знаменитая ремарка Леоны Хелмсли (Leona Helmsley, владелица сети отелей в Нью-Йорке - прим. перев.) о том, что 'налоги платят только пигмеи'.

(3) "Мелочность"

Такие скандалы возникают, как правило, когда политики различными путями прокладывают не своим деньгам дорогу к своему карману. Причем это не всегда незаконно, и в своих наиболее привычных и незначительных проявлениях может показаться, что речь идет скорее о мелочности, чем об алчности: от бесплатных обедов и поездок на казенном транспорте до пальто из ламы, принятого Шерманом Адамсом, или рабочих, которых бизнесмены отправляли за свой счет в коттедж Джона Роулэнда (Шерман Адамс [Sherman Adams] - начальник аппарата президента Д. Эйзенхауэра. Был вынужден уйти в отставку после того, как стало известно, что он принимал от одного из бизнесменов различные подарки, обеспечивая взамен преференции от государственной власти. Джон Роулэнд [John Rowland] - губернатор штата Коннектикут с 1995 по 2004 г. Осужден за взятки в размере 107 тысяч долларов, которые принимал в натуральной форме: туры на курорты, выполнение работ в загородном доме и др. - прим. перев.). Между прочим, политиков зачастую приводит в изумление реакция общественности на такие проступки - показатель того, насколько далеко от реальности может увести человека государственная служба.

При Клинтоне скандалы такого рода случались чуть ли не ежедневно. Больше всего запомнились разнообразные подарки, как из рога изобилия посыпавшиеся на голову министру сельского хозяйства Майку Эспи (Mike Espy). Правительству же Буша подобных несчастий тоже удалось в основном избежать. Единственное серьезное дело - то, в котором фигурирует имя лоббиста Джека Абрамоффа (Jack Abramoff); если оно раскрутится, могут пострадать несколько депутатов Конгресса.

Защита может строиться на одном из обычных доводов: а) все это делают; б) о чем вы говорите, это же мелочи; в) никакой связи с официальными действиями это не имеет (правда, если имеет, то этот аргумент, понятно, не годится); г) я не знал, что он плохой; д) и тому подобное. Обычно такого скандала самого по себе недостаточно для того, чтобы обрушить карьеру сколько-нибудь популярного политика, но, если у политика много врагов и других проблем, вбить последний гвоздь подобным скандалом можно.

(4) "Немелочность"

Это в своем роде 'борзые щенки, возведенные в квадрат', то есть такие скандалы, в которых факт дачи взятки непосредственно связан с некими официальными действиями властей. Люди, проливающие на госчиновников золотой дождь из денег и подарков, обычно ожидают от этих вложений какой-либо отдачи, хотя в большинстве случаев достоверно установить, что обмен по принципу 'ты мне, я - тебе' имел место, довольно трудно. Самым, пожалуй сенсационным скандалом четвертого типа за последнее время стала операция 'Эбскем', проведенная в конце 70-х (Abscam - операция ФБР по поимке конгрессменов-взяточников. В 1980 году ФБР опубликовала видеозаписи, сделанные годом ранее, на которых группа депутатов Конгресса требовала взяток с сотрудников ФБР, выдававших себя за бизнесменов с Ближнего Востока. Название операции составлено из первых букв основанной ФБР подставной компании Abdul Enterprises и английского слова scam, означающего 'ловкий обман', 'тонкое мошенничество' - прим. перев.). Самым последним таким скандалом на федеральном уровне пока остается - если, конечно, Абрамофф не заговорит - дело Рэнди Каннингема по прозвищу 'Герцог' (Randy "Duke" Cunningham), конгрессмена-республиканца, признавшегося в том, что брал взятки за лоббирование оборонных контрактов.

(5) "Вложение в перспективу"

Избирательная кампания всегда стоит денег. И большинство политиков, имея дело с людьми, от которых они никогда не взяли бы личного подарка, с удовольствием принимают от них пожертвования на свое избрание. Рецепт бесконечного скандала в этом случае предельно прост: взять необходимость постоянно пополнять кассу, немного нужды и горячего желания разного рода доброхотов оказать вам содействие в обмен на ваше доброе к ним отношение, перемешать и сверху залить поистине византийской сложностью законов, регламентирующих способы финансирования политических мероприятий.

Именно из-за сложности этих законов и их логической противоречивости скандал такого рода очень легко затеять, но при этом исключительно трудно довести до конца. В 'серой зоне' между обвинением в газете и обвинением в суде завязло уже много дел против людей самого разного калибра - от Эла Гора до Ньюта Джинджрича, и нынешнее дело против Тома ДеЛэя , похоже, тоже этим и закончится. После таких скандалов карьеры рушатся довольно редко. (Альберт Гор [Al Gore], вице-президент США при Б. Клинтоне. Ньют Джинджрич [Newt Gingrich] - в 1995-99 гг. спикер Палаты представителей. Том ДеЛэй [Tom DeLay] - бывший лидер республиканского большинства в Палате представителей. Обвинялся в отмывании денег во время избирательной кампании 2005 г. в Техасе. Хотя Т. ДеЛэй был вынужден уйти с поста лидера большинства, виновным себя не признал - прим. перев.)

(6) "Злоупотребление властью"

Люди, избранные на высокие государственные должности, имеют возможность максимально осложнить жизнь другим людям. Подчиненного или политического противника можно: уволить, забаллотировать, запутать в какое-нибудь расследование, арестовать, подслушивать его дома и по телефону, сделать так, что грабители выберут именно его дом, подать на него в суд, сексуально преследовать, разгласить какую-то его тайную информацию . . . этот список можно продолжать. Среди лавины скандалов, вытащенных на поверхность после Уотергейтского дела, было столько 'офицерских вдов', что законы о пределах власти исполнительной власти пришлось радикально переделать.

Республиканцы очень старались перевести многие из скандалов, разразившихся при Клинтоне, именно в эту категорию - и 'Файлгейт', и 'Трэвелгейт', и даже дело Левински (Filegate - скандал 1996 г., связанный якобы с предоставлением доступа к документам ФБР, официально собранным на сотрудников Белого дома, лицам, не имевшим к ним никакого отношения. Travelgate - дело об увольнении сотрудников Командировочного бюро Белого дома, якобы за хищения - прим. перев.). К несчастью для них, пресса - и, прежде всего, общественность - отнеслась всерьез только к скандалу, в котором фигурировали Левински и Пола Джонс (Paula Jones), и то лишь отнеся его к первому типу.

Демократам на ниве поиска злоупотреблений властью в правительстве Буша удалось гораздо меньше, хотя старались они столько же. Самым сенсационным из подобных скандалов - хотя в некоторых отношениях и самым шатким по силе доказательств - стало дело Валери Плейм (Валери Плейм [Valerie Plame] - тайный агент ЦРУ, чей истинный род занятий был раскрыт в прессе - предположительно, но не доказанно чиновниками Белого дома - в отместку за позицию ее мужа бывшего дипломата Джозефа Уилсона относительно наличия у Ирака оружия массового поражения. Раскрытие личности офицера разведки в США считается уголовным преступлением - прим. перев.).

(7) "Шпионский скандал"

Наиболее серьезными обвинениями в адрес государственных чиновников считаются обвинения в нанесении ущерба или значительном ослаблении национальной безопасности. Однако, если не считать расследований, связанных с утечками секретных сведений, или возникающих время от времени вариаций теории всемирного заговора - вспомним тот же 'октябрьский сюрприз', - в этом ключе раздавалось мало чего громкого с 40-х-50-х годов прошлого века, когда народ ежедневно узнавал об очередном выявленном шпионе или сочувствующем коммунистам. После эпохи маккартизма подобные скандалы приобрели столь плохую репутацию, что теперь уже трудно обвинить кого-либо в нанесении вреда национальной безопасности и при этом не нарваться на ответный удар в прессе. Что, правда, не остановило таких скандалов, как дело об атомных лабораториях в Нью-Мексико или дело о продаже технологий Китаю. ('Октябрьский сюрприз' [October Surprise] - скандал, в котором правительство Р. Рейгана обвиняли в том, что оно пыталось договориться с иранскими исламистами, удерживавшими в заложниках 66 граждан США, отложить переговоры об их освобождении до того, как пройдут президентские выборы 1980 г. - прим. перев.)

(8) "Внешнеполитический скандал. . ."

Внешнеполитические скандалы нельзя путать со скандалами предыдущего типа, потому что обвинение сосредоточивается не на том, что обвиняемый нанес стране вред, подрывая ее национальную безопасность, а, наоборот, в том, что он слишком рьяно преследовал национальные интересы - либо незаконными, либо почему-либо еще неприемлемыми методами. Неудивительно, что именно такие скандалы представители Демократической партии столь часто поднимают против республиканцев.

В годы правления Рейгана расследования, проводимые независимыми прокурорами и депутатами Конгресса, слились в одну нескончаемую череду, в которой особняком можно выделить лишь ее вершину - 'Ирангейт' ('Ирангейт', иначе - Iran-Contra Affair - скандал, связанный с тем, что правительство США при президенте Р. Рейгане продавало оружие Ирану, хотя официально объявило его своим врагом, а доходы от продажи передавала контрас, воевавшим против социалистического правительства Никарагуа - прим. перев.).

Сегодня она возобновляется, поскольку у власти снова стоит республиканская Администрация, и она снова пытается обходить закон, оправдывая это интересами глобальной борьбы, против которой многие демократы выступают принципиально. Поэтому и начался такой шум, когда стало известно, что Агентство национальной безопасности в надежде раскрыть планы агентов 'Аль-Каиды' в Соединенных Штатах прослушивает телефонные переговоры; отсюда и такие информационные взрывы, как заявления о манипуляциях разведданными, полученными перед войной в Ираке, об издевательствах над заключенными в тюрьме 'Абу-Граиб' и т.д.

Судя по всему, демократы никак не могут понять, что в большинстве скандалов, связанных с внешней политикой, заложен далеко не такой мощный потенциал, как говорят об этом в газетах. И одна из возможных причин этого - подобные обвинения оставляют впечатление о том, что республиканцы ради защиты нации готовы пойти на определенные шаги, на которые никогда не пойдут демократы. И оказывается, что это впечатление бьет не по обвиняемым республиканцам, но по самим обвиняющим демократам.

(9) "Сокрытие преступления"

Это старое правило знает любой прокурор и любой журналист, а после Уотергейта и дела Левински знают уже все: не можешь осудить за преступление - осуждай за его сокрытие. Такой скандал весьма гибок и очень хорошо подходит в качестве 'розочки', без которой вроде и торт - не торт.

(10) "Скандал по аналогии"

И, наконец, последнее прибежище профессионального скандалмейкера - даже если намеченная жертва чиста, как декабрьский снег, всегда можно найти близкого к ней человека, на которого есть компромат - уголовного ли, морального или иного характера. Самый, пожалуй, яркий пример подобного рода - дело 'Энрона': хотя следить за развалом компании было уже само по себе интересно, это дело произвело гораздо больший резонанс, нежели другие похожие на него скандалы в мире крупного бизнеса, потому что генеральный директор 'Энрона' Кеннет Лэй (Kenneth Lay) в свое время стоял во главе списка лиц, финансово поддерживавших избрание Джорджа Уокера Буша. Поэтому как раз в этот момент, когда вы дочитываете эту статью, не сомневайтесь: в неких кабинетах уже пишутся тексты или снимаются фото будущих предвыборных плакатов, на которых фамилия сенатора от Вашего округа будет обязательно упомянута рядом с именем Джека Абрамоффа.

А теперь пройдите по этому списку по порядку, и вы сами увидите, что, хотя несколько пробоин правительство Буша все же получило, в общем и целом ему удалось замазаться гораздо слабее, чем двум предыдущим правительствам за восемь лет каждое (хотя справедливости ради отметим, что не всем сторонникам правительства в Конгрессе и губернаторских креслах удалось отделаться так легко). Причем Бушу везло настолько, что во многих случаях он просто выезжал на белом коне из скандалов, которые для демократов оказывались, наоборот, политически контрпродуктивными.

Дэн Маклафлин - нью-йоркский адвокат. Его интернет-дневник о бейсболе и политике можно найти на сайте baseballcrank.com; также он входит в реакционный совет сайта redstate.com.