Самое откровенное заявление госсекретаря США Кондолизы Райс (Condoleezza Rice) в ходе визита в Великобританию на этой неделе касалось сенсационной победы радикального исламистского движения 'Хамас' на выборах в Палестине. 'Естественно, у меня возник вопрос, почему никто этого не предугадал, - Надеюсь, мы тщательно изучим причины. Это, пожалуй, говорит о том, что мы недостаточно внимательно отслеживали настроения палестинцев'.
Возможно, этот провал с точки зрения сбора и анализа информации не приведут к таким катастрофическим последствиям, как аналогичный провал по Ираку - хотя многие израильтяне настроены куда пессимистичнее. Однако он, несомненно, поставил в весьма неловкое положение тех людей в Белом доме, кто выступает за политический курс по формуле 'сначала - демократия, потом - урегулирование конфликтов. Слишком долго они позволяли идеологическим соображениям и израильским разведслужбам определять характер своих аналитических оценок.
Сегодня та же угроза нависла над политическим курсом Вашингтона в отношении Ирана - впрочем, его действия вообще не заслуживают названия 'политический курс'. Если и здесь дело завершится провалом, и события пойдут все по той же спирали - от санкций к военной операции - это может обойтись Америке куда дороже во всех отношениях, чем война в Ираке. Такой результат станет лишь оправданием стремления тегеранского режима обзавестись ядерным оружием, и еще больше усилит позиции клерикалов, и без того пользующихся там преобладающим влиянием. Достигнутое на этой неделе соглашение о передаче вопроса об иранской ядерной программе на рассмотрение Совета безопасности ООН - в отсутствие четкого плана действий на следующем этапе - становится, таким образом, опасным 'шагом во тьму'.
В своем докладе Конгрессу президент Джордж У. Буш стремился провести четкое различие между действиями тегеранского режима - 'узкой клерикальной элиты, изолирующей собственный народ от внешнего мира и подвергающей его репрессиям' - и 'гражданами Ирана'. Первым он заявил, что США 'сплотит весь мир' ради общей цели - не позволить им создать ядерное оружие. Последних же президент заверил, что 'Америка уважает вас, уважает вашу страну. Мы уважаем ваше право самим определять собственное будущее и завоевать себе свободу'. Это был весьма прозрачный намек на то, что 'смена режима' в Иране тем или иным способом не снимается с повестки дня.
Однако, в ходе всех этих дискуссий об иранских ядерных амбиций слишком мало внимания уделяется вопросу о том, почему эта страна готова занять столь конфронтационную позицию. Ответив на него, мы сможем понять, как убедить Тегеран не делать этого. Кроме того, за рубежом (особенно в США) не осознают, что 'ядерная политика' властей весьма популярна в народе.
'Хотя большинство иранцев презирают сторонников 'жесткой линии' и были бы рады падению их режима, ядерную программу они поддерживают, - отмечает Ширин Эбади (Shirin Ebadi), известная правозащитница, получившая в 2003 г. Нобелевскую премию мира. - Она не только обоснована экономически, но и стала предметом национальной гордости для древнего народа со славной историей. Никакое иранское правительство, независимо от идеологической ориентации или приверженности демократии, не осмелится прекратить ее осуществление'.
Еще важнее тот факт, что в Иране прочно утвердилось ощущение собственной незащищенности. В относительной близости от него расположен целый ряд государств, обладающих ядерным оружием: на востоке - Индия и Пакистан, на севере - Россия, на западе - Израиль. Совсем недавно он был вынужден вести изнурительную восьмилетнюю войну с Ираком, в которой погибли сотни тысяч человек. Но самую большую угрозу для страны, по мнению иранцев, представляет Америка. В Тегеране ходит такой анекдот: 'Какая страна, кроме Канады, граничит с США со всех сторон? Иран'.
Поскольку Вашингтон отказывается вести переговоры с Тегераном, эта важнейшая проблема безопасности вообще не обсуждается. Британия, Германия и Франция - 'европейская тройка', пытавшаяся решить проблему дипломатическим путем - не может дать никаких гарантий, что у г-на Буша нет намерений свергнуть нынешнюю власть в Иране. Они могут лишь оттянуть прямое вмешательство США в ход событий. Тем не менее, Вашингтон не проявляет готовности ни смягчить свою позицию относительно отказа от переговоров с Тегераном, ни прекратить постоянные намеки насчет 'смены' тамошнего режима.
Единственным государством, считающим, что превращение Ирана в ядерную державу представляет для него непосредственную угрозу, является Израиль, однако его лидеры ни в коем случае не желают, чтобы именно их страна в одностороннем порядке нанесла авиаудар по иранским объектам, где, как предполагается, ведутся работы над ядерным оружием - даже если технические возможности для этого у Тель-Авива есть. Они знают, что в этом случае Израиль вновь столкнется с международной изоляцией, даже если в Вашингтоне к такой акции отнесутся с сочувствием.
По мнению большинства аналитиков, военная акция может в лучшем случае замедлить реализацию иранских ядерных амбиций. Именно такую точку зрения высказал на прошлой неделе сэр Майкл Куинлэн (Michael Quinlan), бывший заместитель министра обороны Великобритании, выступая на конференции в городе Герцлия под Тель-Авивом: 'Чтобы такая акция могла увенчаться полным успехом, она должна осуществляться примерно в рамках 'иракской модели' принудительной смены режима'. При этом, отметил он, поскольку территория Ирана больше, а национальный состав населения однороднее, выполнить задачу будет куда труднее, чем в Ираке.
Он также предположил: если Иран применит ядерное оружие против какой-либо страны региона, для режима это будет равносильно 'самоубийству'. Даже когда во главе страны стоит такой президент как Махмуд Ахмадинежад, способный на заявления о том, что Израиль следует 'стереть с карты мира', вероятность осуществления подобной угрозы, по его мнению, 'ничтожно мала'.
Проблема в отношениях с Ираном состоит в том, что угрозы на него, судя по всему, уже не действуют. Введение экономических санкций, способных серьезно затронуть иранскую нефтяную промышленность, с учетом нынешней ситуации на рынке крайне маловероятно. Против подобных санкций выступают Китай, Россия и Индия, заинтересованные в экономическом и энергетическом сотрудничестве с Тегераном. Такой же позиции придерживаются многие страны-участницы Евросоюза, и иранскому режиму это хорошо известно.
Посмотрим правде в глаза: тегеранский режим не верит, что против него действительно пустят в ход 'большую дубинку'. Поэтому единственное решение проблемы - убедить иранских лидеров, что ядерное оружие им попросту не нужно, поскольку над ними больше не нависает угроза насильственной смены режима. Дать такие гарантии могут только США.