Что же случилось с этими сыроедами и обезьянами-капитулянтами? Президент Жак Ширак заявляет, что государства-изгои могут стать объектом ядерного возмездия Франции. Тем временем, администрация Буша крайне деликатно обходится с революционным режимом Ирана, стремящимся получить ядерное оружие. Кажется, будто французы родом с Марса, а американцы - с Венеры. Как все изменили эти четыре года! Четыре года и нос, разбитый в Ираке.
Да, на этой неделе в своем обращении к нации президент произнес пару резких слов в адрес Ирана. Но, по сравнению с обращением 2002 г. его тон был совсем другим. Тогда, вскоре после террористических актов 11 сентября он произвольно объединил Ирак, Иран и Северную Корею понятием 'оси зла'. Теперь он говорит: 'Мир не должен позволить иранскому режиму получить ядерное оружие'. 'Мир', обратите внимание, не Соединенные Штаты. Но как миру предотвратить это? В настоящий момент единственный серьезный ответ Вашингтона - это многосторонняя дипломатия, предпочтительно при участии ООН. Добро пожаловать в клуб еврозануд, господин президент!
Нужно, правда, отметить, что Белый Дом подчеркивает, что президент никогда не может исключать силового варианта. Но высокопоставленные сотрудники администрации согласны в том, что не существует хороших вариантов удара по ядерным мощностям Ирана - только плохие и еще хуже. На прошлой неделе я был на Всемирном экономическом форуме в Давосе, где имел возможность обсудить эти варианты с одним из ведущих американских экспертов по военному аспекту отношений с Ираном Кеннетом Полаком (Kenneth Pollack). Многие предполагают, что США могли бы поручить Израилю грязную работу по прекращению иранской ядерной программы путем бомбовых ударов. Между тем, Полак убедительно показывает, что, даже если бы Израиль был готов к этому, выполнение данной задачи было бы сопряжено с исключительными трудностями.
У Израиля мало самолетов, способных эффективно действовать на таком расстоянии. Существует слишком много мест, в которых муллы могут прятать компоненты для создания ядерного оружия. После первых ударов теряется элемент неожиданности. Для продолжения ударов нужно будет преодолевать иранскую ПВО - а это непростая задача. Кроме того, Иран в ответ может призвать организацию 'Хезболла' совершить акцию возмездия против Израиля. Израильское командование видит наибольшую угрозу со стороны Ирана не в том, что тегеранское правительство получит в свои руки ядерную бомбу (у Израиля для сдерживания есть своя собственная), а в возобновлении деятельности 'Хезболла'. Так что результатом таких ударов может стать именно то, чего Израиль стремится избежать.
Впрочем, это вовсе не значит, что Израиль не мог бы сделать такой шаг, почувствовав, что над ним нависла смертельная угроза. Но с военной точки зрения, только США могли бы провести подобную операцию, добившись при этом хоть какого-то технического успеха (под которым я понимаю невозможность для Ирана создать ядерное оружие в ближайшие годы). Однако цена такого технического успеха была бы высока. Учитывая, что ядерные объекты разбросаны по стране (те, что находятся в Исфахане и Натанзе - просто самые известные), можно с уверенностью сказать, что будет сопутствующий ущерб - в переводе на нормальный язык это означает 'жертвы вреди мирного населения'. Результатом станет волна патриотической солидарности с теократическим режимом Ирана, которая захлестнет даже тех молодых иранцев, которые очень критически относятся к муллам, и еще одна волна сочувствия в мире, особенно среди мусульман. Неудивительно, что Вашингтон не склоняется к этому варианту.
Четыре года назад подготовка к иранской кампании была похожа на американский футбол - быстро и решительно. В случае с Ираном нас ждет долгий шахматный поединок. Сегодня начинается заседание совета Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), в начале марта состоится еще одно. Тогда иранский вопрос почти наверняка будет передан на рассмотрение Совета Безопасности ООН. Решение об этом было принято представителями Британии, Франции, Германии, США, России и Китая, встретившимися в Лондоне в начале этой недели. Российские и китайские дипломаты отправились в Тегеран, чтобы сообщить об этом иранскому правительству. То же самое сделал вчера Джек Стро (Jack Straw) на встрече с министром иностранных дел Ирана.
Даже если иранский вопрос будет рассматриваться в ООН, введению санкций будут, вероятно, предшествовать новые дипломатические усилия. Совсем неясно, на какого рода санкции согласятся Китай и Россия. Эта персидская партия в шахматы имеет несколько измерений и служит примером многополюсной реальности. Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад осуждает нападки 'так называемых супердержав', но все дело в том, что у каждой великой державы свои интересы. Санкции, даже если они сумеют о них договориться, могут не заставить Иран остановить ядерную программу, которую он будет продолжать явно или тайно. К счастью, по мнению экспертов в ядерной области, Ирану потребуется от трех до восьми лет, чтобы дойти до той точки, где он сможет решить, стоит ли на всех парах идти к превращению ядерного потенциала в ядерное оружие.
Такой расклад объясняет многое в политике США. Если вас удивляет то, что администрация Буша придерживается столь мягкой и умеренной позиции по этому вопросу, что они стали большими европейцами, чем французы, то циник заметит: они знают, что это не их проблема. Если вы спросите, почему Джон Маккейн (John McCain) и Хиллари Клинтон (Hillary Clinton) - два наиболее вероятных кандидата на пост следующего президента США - показывают себя ястребами, то циник заметит, что разгребать эту проблему после 2009 г. придется им.
Тем не менее, не стоит рассматривать Иран лишь через призму нашего отношения к Соединенным Штатам, что делали многие европейцы в случае Ирака. Правда заключается в том, что, независимо от действий Вашингтона, перед миром стоит серьезная проблема распространения ядерного оружия, и Иран создает важный прецедент. Глава МАГАТЭ, лауреат Нобелевской премии мира Мохамед Эль-Барадеи заявил в Давосе: 'Существующая система недопущения распространения ядерного оружия исчерпала себя и обанкротилась'. Договор о нераспространении не адекватен сегодняшним задачам и зачастую от него больше вреда, чем пользы. Самое красноречивое обвинение в адрес 'старых' ядерных держав, таких, как США или Британия, звучит так: 'Почему для вас существуют одни правила, а для всех остальных - другие?' Или еще болезненней: 'Почему одни правила для Ирана, но совсем другие для Израиля или Индии?'. Ответ: 'Ну, они же ответственные демократии' немедленно вызывает следующий вопрос: 'Кто решает, какие государства являются ответственными демократиями?'. И, в конце концов, Пакистан же к ним не относится.
Независимо от того, что мы сделаем по иранскому вопросу, нам необходима новая международная система контроля над ядерным потенциалом каждой страны мира. Она должна быть подробно разработанной, последовательной и управляемой Организацией Объединенных Наций, которая больше всего подходит на роль международного арбитра. Для того чтобы этой системе доверяли, контроль над ядерным потенциалом таких 'старых' ядерных держав, как Британия и США, должен производиться на общих основаниях. 'США никогда на это не пойдут!' - воскликнете вы. Да, не при нынешнем руководстве и не при теперешних настроениях в нем. Но подход Америки к иранскому вопросу и последнее обращение президента США к нации показывают, насколько изменилась администрация США. В 2009 г. Вашингтон мог бы измениться еще немного. Если на этом темном фоне вам нужен луч надежды, вспомните замечание Черчилля, сказавшего, что обычно от Соединенных Штатов можно ожидать верного шага - после того, как они исчерпают все альтернативы.