По магистрали имени Джорджа Буша (George-W.-Bush) из аэропорта попадаешь в центр города. По обочинам дороги видишь скучные панельные дома, подкрашенные в большой спешке для придания косметического вида. Три четверти года прошло после визита президента США в Грузию. Тбилиси, столица кавказской республики, наряжалась, будто стыдилась своего древнего очарования. И вот уже отваливается новый слой краски - строения оказались прогнившими, а краска дешевой. Тем, кто выезжает из города, путь указывает портрет президента США. Распоряжение на этот счет дал городской парламент, одновременно и имя улице присвоил. Осенью 2003 года в Тбилиси свершилась Революция роз. Кавказцы мирным путем устранили коррумпированную элиту режима Шеварднадзе. Революция стала примером, она продолжила свое победное шествие по другим государствам-преемникам Советского Союза. Церемониймейстер Михаил Саакашвили, нынешний президент, стал идолом прорыва, революция - единственным экспортным товаром бедной сырьем республики. В геополитическом дерганье между Россией и США страна снова оказалась фронтовым государством. Иногда грузины, избалованные солнцем, чувствуют новую роль на своей собственной шкуре. На прошлой неделе при температуре минус 15 градусов прекратилась подача газа. Тбилиси - по-немецки 'Теплый' - спрятался под снежным покровом глубиной по колено. Энергию поставляет Россия, где странным образом в одно и то же время были взорваны два газопровода и линия электропередачи.
'Серьезный акт саботажа', - шумел Саакашвили в адрес Москвы. С той поры Москва и Тбилиси обмениваются через Главный Кавказский хребет гневными депешами. Совсем уж некстати фронт холода, пришедший с севера, для горячего человека не был. Авария заставила народного трибуна воспрянуть духом. Ему необходима чрезвычайная ситуация, чтобы встряхнуться, считают его соотечественники. Меры для смягчения ситуации были приняты быстро. Выручил поставками Азербайджан. Одержимый сторонник трансатлантизма предусмотрел возможность такого случая. Дрожащие от холода люди поставили ему это в большую заслугу. Под боевым кличем "gazi ar aris" - 'нет газа' - народ и президент жались на морозе друг к другу.
Большая часть населения все еще поддерживает своего 'Михаила'. 'Мы стали жить лучше', - считает торговец цветами Дато. Многое изменилось. Средняя заработная плата увеличилась в два раза. Меньше стало коррупции. Но главное, говорит, сияя, этот 40-летний человек: 'Больше нет дорожной полиции'. Легализованных уличных разбойников правительство ликвидировало своим указом. Безопасность дорожного движения от этого не пострадала.
В центре, на бульваре Руставели, на смену российским 'Ладам' и 'Волгам' пришли иномарки. Изменения бросаются в глаза. Теснятся магазины и кафе. Простые люди довольны. На довыборах в парламент революционная партия добавила к своей власти убедительную победу. Без всяких подтасовок - или почти. Доходы государства после проведения налоговой реформы выросли в четыре раза. Это можно рекламировать. И Саакашвили это делает. С еще большей уверенностью после того как Буш (Bush) возвысил его, назвав пионером демократии на постсоветском пространстве.
Однако за фасадом успехов видны старые дурные привычки. 'Саакашвили не проводит системную реформаторскую политику', - считает Давид Бердженишвили из Республиканской партии. Она единственная сколь либо значимая оппозиция в парламенте. Это эксперимент, когда на плаву удерживаешься с помощью кадровой карусели, говорит оппозиционер, понесший наказание за свои убеждения еще в коммунистических лагерях в Сибири. От ледяного холода в большом кабинете его спасает только пиджак. Команда вокруг президента беспрерывно меняется. Ее члены переходят из одного ведомства в другое, поскольку не справляются с работой в аппарате, и у них нет опыта. Саакашвили набирает сотрудников из узкого круга прежних повстанцев. Они являются выходцами из Института свободы, участвовавшего в отрешении от власти Шеварднадзе, молодежного движения 'Кмара', старыми студенческими товарищами и друзьями президента, - как это принято в клановых обществах на Кавказе. Профессионализм, квалификация не играют никакой роли. Поэтому кадровый состав становится все более прозрачным, чего не скажешь о стиле политики, считает Нодар.
Этот 48-летний человек пал жертвой революции, поскольку у него три недостатка: во-первых, он служил прежнему режиму, во-вторых, он 'европеец', а не сторонник трансатлантизма, 'но прежде всего я слишком стар', говорит он упрямо. Если тебе за 35, то ты считаешься уже не нужным, и тебя отбраковывают. Покрытые пылью времени белые воротнички исчезли из коридоров министерской бюрократии. Вместо них по коридорам ходят на высоких каблуках юные грации, высота их еще не установлена инструкцией. Молодежь -пуп земли, можно подумать, что здесь уже у власти дети.
Счастливы в связи с этим не все. В шутку уже говорят о 'диктатуре молодежи' - и это именно в стране, где по обычаю особым почетом пользуются старики. Молодость и безоговорочная преданность американскому образцу или тому, за который его принимают, считаются минимальным условием для занятия политикой.
23 ноября 2003 года - государственный праздник и точка отсчета, говорит Мераб Турава. Судья как раз борется против дисциплинарного расследования. За последний год уволиться по собственному желанию заставили 21 судью Верховного суда Грузии и 14 участковых судей. Облегчить им решение должно было прекрасное содержание. Юрист, получивший ученую степень доктора наук в Йене, заместитель председателя Верховного суда, отказался и перешел с некоторыми коллегами в наступление. 'Добровольно увольняться я не буду', - говорит этот 41-летний человек. Его обвиняют в том, что по одному из дел он вынес неправильное решение. Судебное решение между тем отвечает европейским нормам, которые, согласно конституции, имеют преимущество перед грузинскими законами. Мера, видимо, служит другой цели. На смену должны прийти молодые.
После своего избрания Саакашвили тут же провел конституционную реформу, расширившую полномочия президента также и по отношению к судебной власти. Судья жалуется, что теперь часто пользуются новыми возможностями вмешательства. С молодыми людьми, только что окончившими университет, не только проще работать. С ними также легче решать задачу формирования правовой системы по американской модели.
Турава считает суды присяжных по образцу США для отсталого общества Грузии рискованным делом. Его и его коллег поносят как 'немецкую мафию'. Тесные связи и снисходительное отношение федерального правительства к бывшему советскому министру иностранных дел Шеварднадзе дискредитировали все немецкое. На жесткую централизацию и повышенную чувствительность власти к критике жалуется также пресса. Электронные средства массовой информации уже поставлены под контроль. И под обстрел попадают все больше даже бывшие союзники по революции, такие, как грузинская Ассоциация молодых адвокатов. Сейчас было бы самое время одернуть героя Тбилиси. Иначе Революция роз не добьется ничего, кроме того, что освежит молодой кровью старую систему кумовства.