'Америка зависима от нефти' - эти броские слова президент Буш произнес в своем последнем обращении к нации. Но на самом деле, нынешняя администрация сделала больше, чем любая другая, для того, чтобы усилить эту зависимость - и то же можно сказать о нынешнем республиканском Конгрессе.
В течение почти всего первого президентского срока Буша Конгресс пытался провести закон об энергетике. В прошлом году Буш подписал его. Хотя, в отличие от предыдущих версий, закон не столь напичкан привилегиями для отдельных корпораций, он мало что меняет. Он предусматривает субсидии на исследование ряда альтернативных технологий, о которых президент говорил в своей речи, таких, как чистый уголь, этанол, ветряная, солнечная и ядерная энергия. Но он также предусматривает миллиарды долларов новых субсидий для газовой и нефтяной промышленности и стимулирование разработки новых месторождений.
Более того, пока законопроект дожидался утверждения Конгрессом, Белый дом отклонил ряд мер, которые могли бы ослабить нефтезависимость Америки. В частности, он разгромил идею о создании национального 'портфельного стандарта', обязывающего к производству определенной части энергии из возобновляемых источников - такие меры уже приняты в ряде стран. Он отверг 'поправку о нефтесбережении', по которой следующие администрации были бы обязаны искать способы уменьшения использования нефти. Он встречал в штыки все предложения о введении требований по топливной эффективности автомобилей.
Кроме того, ни Белый дом, ни Конгресс ни разу не рассмотрели даже возможности введения налога на выбросы углекислого газа, что является самым прямолинейным из возможных решений. А ведь, если бы такой налог был введен пять лет назад, а потребители в результате платили бы больше за нефть и газ, то некоторые обсуждаемые теперь новые технологии могли бы уже оказаться на рынке, благодаря предпринимателям, а не правительственным субсидиям. Но нынешнего президента никогда не интересовало изменение потребительского поведения. Наоборот, когда на пресс-конференции в 2001 г. Бушу задали вопрос: должны ли американцы делать что-то со своим высоким уровнем энергопотребления, его тогдашний пресс-секретарь Ари Флейшер (Ari Fleischer) заявил: 'Президент считает, что это американский образ жизни, и что целью государственных деятелей должна быть защита американского образа жизни'.
Приятно, если Буш изменил свое мнение: все большая зависимость Америки от газа и нефти создает экономические, геополитические и экологические угрозы стране. Но странно, если верить советникам Буша по экологии, утверждающим, что это его столь волнует, что вечером во вторник президент коснулся только двух первых видов опасности и проигнорировал связь между зависимостью Америки от нефти и парниковыми газами, вызывающими глобальное потепление. Еще более странно то, что президенту потребовалось пять лет, чтобы заметить, что нефтедоллары идут в карман антиамериканских режимов, что резкое повышение цены может вызвать скорый экономический спад, и что энергическая политика сохранения статус-кво, которую ведет он и его партия, не оправдывает себя.