Обычно Британия открыта для иностранных компаний, стремящихся войти на ее рынок, и наша газета поддерживает эту политику. Так, в настоящее время мы выступаем против оборонительных шагов правительств Франции и Люксембурга, пытающихся не допустить приобретения концерном 'Mittal' их сталелитейной компании 'Arcelor', и политики польских властей, нацеленной на то, чтобы местные банки не перешли к зарубежным собственникам. Но порой может беспокоить и наступательная политика: на этой неделе контролируемый Кремлем концерн 'Газпром', обладающий более, чем четвертью мировых запасов газа, дал понять, что он мог бы участвовать в торгах по приобретению компании 'Centrica', контролирующей более половины британского розничного рынка газа. Результатом стало тревожное ожидание акционеров 'Centrica' и, вместе с тем, опасения за сохранение свободной конкуренции и безопасность поставок.
Несомненно, эта перспектива не является ближайшей. Разговоры о желании 'Газпрома' выйти на британский рынок были подогреты менеджерами концерна, которые обычно говорят о своих планах по приобретению свободнее, чем может себе позволить руководство компании, акции которой обращаются на западных фондовых рынках. Но это правдоподобно.
'Газпром' заявил о своем намерении обеспечивать 20% поставок на газовый рынок Великобритании. Вряд ли для этого ему нужно обладать розничной компанией, но дело в том, что запасы газа у 'Centrica' сокращаются (в рамках либерализации она потеряла газовые месторождения), равно как и у 'Газпрома'. Если бы российский концерн пожелал приобрести 'Centrica', то он пошел бы по следам американских, немецких и французских компаний, которые начали массово скупать британские энергетические предприятия после либерализации.
Но 'Газпром' - это особый разговор. Это старое советское министерство газовой промышленности, превратившееся к концерн, который, несмотря на значительное участие российских и зарубежных миноритарных акционеров, в настоящее время находится под более эффективным контролем Кремля, чем когда бы то ни было. Недавние действия 'Газпрома' на Украине показали, что он является инструментом государственной политики России. Можно заметить, что, если 'Газпром' вложит несколько миллиардов в приобретение клиентов 'Centrica', то у него будет дополнительная причина всегда держать их в тепле. Но при обычных обстоятельствах (исключая геополитические факторы, к которым 'Газпром', к сожалению, предрасположен по определению) отношения между производителями и покупателями газа являются более тесными и отличаются большим уровнем сотрудничества, чем, скажем, в сфере торговли нефтью. Долгосрочные газовые контракты и газопроводы создают между поставщиком и покупателем своего рода брак - по сравнению с более гибкими и беспорядочными отношениями, характеризующими торговлю нефтью. Так что, выгоды в области безопасности от вхождения 'Газпрома' на британский рынок, возможно, окажутся небольшими.
Возможная связка 'Газпром' - 'Centrica' также воссоздаст в крупном масштабе вертикальную интеграцию (между производителем и розничным торговцем), на разрушение которой была направлена либерализация. Действительно, в последнее время отмечалась тенденция к реинтеграции: розничные поставщики газа и электроэнергии стремились получить контроль над частью собственных поставок. Но тандем крупнейшего в стране розничного поставщика со столь крупным производителем потребует принятия обременительных правил контроля над такой практикой с целью предотвращения хищнического ценообразования.
Вопросы конкуренции и безопасности поставок должны быть надлежащим образам отражены в докладах по энергетике, подготавливаемых в настоящее время британским правительством и Европейской комиссией. Ведь если сделка с 'Газпромом' не осуществится, то другие крупные производители, доходы которых растут в условиях напряженного рынка, могут вступить на путь приобретения розничных поставщиков. Стоит обдумать последствия таких сделок прежде, чем это произойдет.