В начале недели Алан Джонсон (Alan Johnson), Государственный секретарь по торговле и промышленности Великобритании, сожалел о том, что Франция противится поглощению Arcelor компанией Mittal Steel. Затем "Газпром" обмолвился, что он, может быть, купит Centrica, крупнейшую газораспределительную компанию Великобритании. Департамент г-на Джонсона не разразился криками 'Руки прочь от Centrica!'. Наоборот, в типично английской манере, они стали угрожать России 'тщательным расследованием'.
'Странный зверь' под названием "Газпром", естественно, вызывает подозрения. Хотя Centrica, на самом-то деле не является стратегическим активом Великобритании. Более 60% ее прибыли происходит от перепродажи в крупных объемах газа и электроэнергии, принадлежащей другим людям по трубопроводам и проводам, так же ей не принадлежащим. Именно поэтому быстрорастущие оптовые цены на энергию сделали ее уязвимой.
Вопрос состоит в том, зачем "Газпрому" могла понадобиться Centrica? Весь смысл либерализированного рынка энергии состоит в том, что поставщикам энергоносителей совсем не обязательно 'владеть' потребителями. В действительности синергии не существует. По оценкам Citigroup, заплаченные 300 пенсов за акцию Centrica дадут возврат на инвестиции в 8 процентов, но только при условии, что ее розничная норма прибыли, которая по прогнозам будет отрицательной в этом году, увеличится на 5 процентов. Норма процента на инвестированный капитал Газпрома составляет 9 процентов, и компания может получать двузначную прибыль от своих нефтегазовых проектов.
Если Газпром хочет получить Centrica в качестве трофея, может быть, самым разумным шагом будет не мешать ему. В конце концов, вряд ли он будет прекращать поставки своему собственному подразделению.