5 февраля 2006 года. Те из нас, кто решительно поддерживает Организацию Объединенных Наций (ООН), и те, кто ее не поддерживает, сегодня проявляют редкое единство мнений: после более чем 60 лет бизнеса, несмотря ни на что, ООН нуждается в полном пересмотре и модернизации своей структуры управления.
Скандал с программой ООН для Ирака "Нефть в обмен на продовольствие", сексуальные оскорбления со стороны миротворцев ООН, пародия с выделением мест в Комиссии ООН по правам человека пользующимся дурной славой странам, в которых нарушаются права человека, широко распространенные мошенничества с закупками, которые только что были выявлены Управлением внутреннего надзора ООН - это лишь наиболее очевидные признаки того, что ООН встала на неправильный путь. Что еще хуже, они настолько подрывают доверие к ООН, что люди перестают замечать ее достижения, от помощи жертвам цунами до усилий в борьбе с атипичной пневмонией/птичьим гриппом (SARS/avian flu) и далее до борьбы с голодом посредством Всемирной продовольственной программы (World Food Program).
Однако многие разумные реформы, предложенные Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном (Kofi Annan) и поддержанные администрацией Буша-младшего (George W. Bush), а также и другими странами, натолкнулись на серьезные препятствия. Некоторые страны, очевидно, полагают, что "реформы" в действительности являются Троянским конем для захвата власти в ООН Соединенными Штатами. Другие опасаются, что попытки навести порядок в ООН в определенной мере подорвут статус этой организации или их собственную роль в ней.
Фактически, справедливо как раз обратное: без отчетности и прозрачности в том, что касается ее деятельности, ООН останется на задворках дипломатии и будет отчуждена от будущих многосторонних инициатив в сфере безопасности. Высказывая рациональную критику громоздких процедур ООН и доказывая необходимость модернизации ее практики управления времен 1940-х годов, мы не поддерживаем Соединенные Штаты, мы помогаем ООН.
Способность ООН организовать распределение ноши и взять на себя выполнение миссий, которые лучше всего могут быть выполнены международным сообществом, критически важны для долговременного успеха внешней политики США.
Американцы не должны допустить, чтобы их неудовлетворенность недостатками ООН не дала им возможности видеть ее ценность. Скорее, нам следует показать пример решительного лидерства, который доведет реформы ООН до конструктивного результата. По ходу дела мы должны объяснять, как эти перемены помогут мировому сообществу.
Некоторые реформы осуществлены, но более широкая повестка реформ заторможена. Для того чтобы найти выход из этого тупика, нам следует начать с набора важных, давно запоздалых мер, которые пользуются широкой поддержкой в мире. Я направил г-ну Аннану перечень таких мер. Завтра я возглавлю делегацию Сенатского комитета по международным отношениям, направляющуюся в штаб-квартиру ООН для обсуждения реформ.
Нижеприведенные 10 реформ не должны вызвать споров. Они не дают никакого преимущества Соединенным Штатам, они поддерживают Устав ООН и миссию этой организации, они будут способствовать улучшению морального климата и эффективности работы ООН - посредством приведения управленческих структур ООН к уровню 21-го века - и повышению глобального авторитета ООН.
Я буду и дальше настоятельно призывать к быстрому утверждению и осуществлению в полном масштабе этих мер, имея в виду необходимость сохранить поступательное движение для выполнения остальной повестки реформ, чтобы мир мог иметь такую ООН, какая ему нужна.
(1) Создать Совет по правам человека (Human Rights Council) с такими критериями членства в нем, которые не позволят стать его членами представителям репрессивных режимов или таких режимов, против которых применяются санкции Совета Безопасности ООН.
(2) Создать Управление этики (Ethics Office), поручив ему установить более тщательную процедуру финансовой отчетности и менее высокие пороги для получения подарков.
(3) Выработать более эффективную политику для защиты разоблачителей нарушений.
(4) Установить и принудительно поддерживать нулевую терпимость к сексуальной эксплуатации персонала ООН в штаб-квартире и в поле - как при проведении гуманитарных миссий, так и операций по поддержанию мира.
(5) Укрепить Управление внутреннего надзора, чтобы оно могло более эффективно и глубоко проводить расследования дел о коррупции.
(6) Пересмотреть систему закупок и внутреннего контроля, чтобы гарантировать, что задействованные в этих процессах чиновники не будут получать "откат" и брать взятки.
(7) Провести давно необходимый пересмотр мандатов ООН, которым более 5 лет, имея в виду перенаправить ресурсы на более новые и насущные инициативы.
(8) Создать наблюдательный орган, который сможет осуществлять пересмотр результатов расследований и обеспечивать, чтобы все органы ООН выполняли появившиеся в результате такого пересмотра рекомендации.
(9) Профинансировать единовременное увольнение персонала, чтобы иметь возможность перераспределить сотрудников в органы, требующие первоочередного внимания, как это обычно делается в других агентствах ООН.
(10) Улучшить доступ ко всем документам ООН.
Подпись: Ричард Лугар, республиканец от штата Индиана, председатель Сенатского комитета по международным отношениям.