Европа удовлетворяет за счет России 25% своих потребностей в газе (в 2015 году это будет уже 40%). Так для Москвы газ превратился в оружие. А управляют этим оружием посредством удивительной компании, которая владеет вдобавок телеканалами, радиостанциями и газетами. Руководит компанией преемник президента.
'В настоящий момент частным лицам ничего не грозит. Но существует возможность, что придется приостановить поставки на промышленные объекты - там, где это окажется возможным, - а также на электростанции'. Такое заявление сделал недавно генеральный директор Eni Паоло Скарони в ситуации значительного и устойчивого сокращения поставок российского газа в Италию. И немедленно добавил: 'Но если метеорологическая ситуация ухудшится, или если поставки будут сокращены еще сильнее, могут потребоваться и другие меры'.
Газовый декрет, который имел в виду Скарони, предписывает снизить температуру в батареях на один градус и топить на час меньше везде, кроме школ и больниц. Этот декрет был принят правительством на том основании, что в противном случае менее чем через месяц мы вынуждены будем прибегнуть к стратегическим резервам (5,1 миллиард кубометров). Значит, Россия может поставить Италию на колени - или заставить мерзнуть, - закручивая энергетический вентиль? Новая бомба глобального радиуса действия, которой Москва размахивает, дабы утвердиться на международной арене, называется 'газ', а детонатором ей служит 'Газпром'.
На самом деле, политика энергетического давления не так уж нова: ее изобрели еще раньше, а в эпоху правления Путина довели до совершенства. Кремль беззастенчиво ей пользуется, чтобы оказывать влияние на бывшие страны-сателлиты или их наказывать. Это касается государств Восточной Европы, в особенности Латвии, которой Москва неожиданно перекрыла вентили в порту Вентспилс, нефтяном терминале республики, с тяжелыми последствиями для ее экономики. Но досталось и взбунтовавшейся Грузии, и - в начале года - Украине. Новшество, если угодно, в другом: Путин демонстрирует, что может играть в эти игры и с европейскими государствами. Откуда взялась такая сила?
У ее главного оружия есть имя - 'Газпром', крупнейшая газовая компания в мире (16 процентов всех мировых ресурсов и 20 процентов мирового производства), а также самое крупное предприятие всех развивающихся рынков, чья капитализация составляет 160 миллиардов долларов. Она обеспечивает России четверть налоговых поступлений, и это единственная компания, которой российский закон позволяет экспортировать метан за пределы СНГ. Кроме того, 'Газпрому' принадлежит вся сеть российских газопроводов и большая часть метановых залежей в стране. Российское государство - главный акционер компании; ему принадлежит 51%. В прошлом декабре Дума разрешила либерализовать 'Газпром', однако государству по закону по-прежнему положен наибольший пакет акций, а значит, и контроль над компанией. Отсюда - ходящее по Москве прозвище 'Госпром': по-русски 'гос' означает 'государственный'. Вдобавок, в 2005 году компания приобрела 'Сибнефть' у 'хорошего' (с точки зрения Кремля) олигарха Романа Абрамовича, и теперь, контролируя значительные нефтяные ресурсы, она намеревается стать лидером мирового энергетического рынка.
А тем временем началось сооружение Северо-Европейского газопровода, футуристического проекта, в соответствии с которым трубы пройдут под водой, по дну Балтийского моря, и доставят российский газ в Германию и на весь остальной Север Европы, возможно - вплоть до Великобритании. Это позволит обойти Польшу, Белоруссию и Украину и создать альтернативный путь, уменьшив, таким образом, зависимость Москвы от традиционных, проходивших по суше, транзитных путей, по которым жидкое топливо перемещалось в сторону богатых рынков Европы, и оставив эти восточноевропейские страны фактически на милость Москвы - если они по ходу дела не смогут диверсифицировать источники энергоснабжения.
Некоторая опасность существует и для Италии: ведь энергетический центр тяжести неуклонно смещается к северу Европы. Соглашение о подводном газопроводе подписали в апреле 2005 года Путин и германский канцлер Шредер, закрепив, таким образом, установление между двумя странами энергетическо-стратегической оси. Москва удовлетворяет энергетические потребности Берлина на 32 процента, а в дальнейшем эта цифра должна сильно возрасти, равно как и зависимость Европы от российских углеводородов. Занятная деталь: сегодня вышедший на (политическую) пенсию Шредер получил ответственную, прекрасно оплачиваемую должность в консорциуме, созданном 'Газпромом' и немецкими фирмами BASF и E.On для строительства Северо-Европейского трубопровода.
Иными словами, 'Газпром' является 'приводным ремнем' между Кремлем и его глобальной энергетической политикой. Но и это еще не все. 'Газпром' - огромная медиа-империя: ему принадлежат 86 процентов 'Газпром-Медии', то есть два телеканала, пять радиостанций (13% пакета), знаменитая киностудия имени Горького, популярные еженедельники. Доля 'Газпром-Медии' в национальном издательском рынке составляет 16% благодаря недавнему приобретению легендарной столичной газеты 'Известия'. Очевидно, что это великолепный пропагандистский инструмент, который окажется весьма полезным на предстоящих президентских выборах, в которых, с большой долей вероятности, будет участвовать Дмитрий Медведев - преемник, вернейший из союзников Путина еще со времен Санкт-Петербурга, первый вице-премьер, глава президентской администрации, прозванный за свою восточную загадочность Визирем. Его жизнь проходит между личным кабинетом в Кремле и другим личным кабинетом, в главном офисе 'Газпрома'. Потому что - какое совпадение! - Медведев еще и настоящий царь 'Газпрома'. А его ближайший соратник, Алексей Миллер по прозвищу 'Примус' (так в статье - прим. пер), еще один старый питерский друг, сейчас является председателем 'Газпрома', а в будущем, возможно, станет председательствовать в Государственной Думе - разумеется, если он продолжит так же верно защищать интересы сегодняшних хозяев Кремля, как он делал прежде.
Россия располагает разведанными запасами газа в размере 47 000 миллиардов кубометров - самыми крупными в мире (следом идут Иран и Катар). Ежегодно она поставляет в Европу около 160 миллиардов кубометров, 25% от всего европейского объема потребления. К 2015 году Европа будет импортировать уже 300 миллиардов кубометров, то есть 40%, из одной только России. В этих обстоятельствах положение Италии представляется отнюдь не безоблачным: 30% потребляемого нами метана (а мы сжигаем 380 миллионов кубометров ежедневно) происходит из России. Наше собственное производство находится на спаде (16% против 24%, имевших место 5 лет назад). Для того чтобы удовлетворить энергетическую жажду - а спрос на энергию в Италии за 2004 год повысился на 9 процентов - приходится наращивать импорт, и в особенности - импорт из России.
За первые семь месяцев прошлого года поставки российского газа и российской нефти в Италию возросли на 15,5 процентов. Надо, правда, отметить, что эти поставки в последнее время были заметно урезаны; во время январского противостояния между Москвой и Киевом они уменьшились на целых 24%. Было подсчитано, что в случае, если сокращение поставок на 6% примет постоянный характер, через 300 дней Италия окажется в очень тяжелом положении (на прошлой неделе наблюдалась недостача в среднем в 8,1%, что привело к дефициту национального потребления в 1,4%).
У Италии две главных проблемы. Во-первых, это недостаточная диверсификация источников энергоснабжения (из всех европейских государств мы более всего зависим от импорта; другие наши крупные поставщики - не входящие в Евросоюз Алжир (35,4%) и Ливия). Во-вторых, - отставание в том, что касается строительства газоперерабатывающих установок - то есть, таких предприятий, где танкеры, груженные сжиженным газом, могли бы разгружаться, а их груз - возвращаться в газообразное состояние и попадать в итальянские трубопроводы. Использование танкеров избавило бы нашу страну от рабской зависимости от газопроводов - и если бы Россия решила закрутить вентиль, мы могли бы отправиться на поиски метана по морю, к поставщикам в Индонезии или в странах Персидского залива. Но в настоящий момент Италия располагает всего одним таким заводом - в Панигалье. Он небольшой и, вдобавок, принадлежит Eni. А для того, чтобы обрести независимость, 'таких нужна дюжина', - так сказал министр промышленности, Клаудио Скайола.
Еще более туманным наше будущее делает опасность террористических атак. Недавние взрывы на газопроводе Моздок-Тбилиси, практически лишившие поставок Грузию и Армению, показали, что энергетический терроризм, - это реальная опасность. Грузинская сторона обвиняет Россию, Россия - чеченских сепаратистов, которые неоднократно демонстрировали свою способность наносить удары в местах, расположенных в удалении от их собственных баз.
Кремль продолжает проводить жесткую линию и отказывается от каких бы то ни было переговоров с чеченцами, многие из которых, будучи лишены возможности выражать свой протест демократическими способами, постепенно впали в крайность и превратились в ваххабитов и сторонников джихада. Существуют доказательства соответствующих связей; существуют тренировочные базы Аль-Каиды на Кавказе. Нагнетание фанатизма и недовольства, общая тупиковая ситуация могут подтолкнуть сепаратистов к тому, чтобы совершить в России и (или) в Европе беспрецедентный террористический акт, нацеленный на такие российские объекты, как посольства, консульства, торговые представительства - или даже на инфраструктуру российских энергетических компаний, таких, как 'Газпром'.
Если предположить, что чеченцы (или люди, действующие в их интересах) смогут повредить участок российского газопровода, проходящий через Украину, случится страшное: через него проходит 80% газа, направляющегося в Европу; для Италии это значит - 36,5% от всего импорта метана. В качестве альтернативы террористы могли бы нанести удар непосредственно по европейским целям - в тех странах, которые чеченцы (и не только они) считают дружественными по отношению к Москве. Короче говоря, проблема российского газа становится все более и более взрывоопасной.
___________________________________________________________
Добро пожаловать в эпоху второй холодной войны ("La Repubblica", Италия)