Федор Достоевский (1821-1881) был человеком полным противоречий. Достоевский пугает, шокирует, вызывает изумление и сочувствие. За свою жизнь он совершил множество грехов. Однако, в своем творчестве он всегда смотрел правде в глаза.
Сначала был Петербург, город-призрак, который мог бы растаять вместе с утренним туманом. Потом был рассказ Гоголя 'Шинель'. Рассказ о человечке, которым все помыкают, о мелком чиновнике, предел мечтаний которого - сшить себе приличную шинель. Рассказ прочел молодой человек, выпускник инженерного училища - Федор Михайлович Достоевский.
Прочел и был поражен. Так родился новый писатель. Находясь под большим впечатлением от этого рассказа, Достоевский написал свой первый роман 'Бедные люди'. По сути, он представляет собой продолжение новеллы Гоголя. В то время молодой автор был совершенно неизвестен, у него не было связей в мире литературы, но, по счастливому стечению обстоятельств, текст попал в руки известного критика Белинского, который сразу же признал начинающего писателя: 'Вот так художник служит правде! Вам правда явлена как художнику, она досталась вам как дар, цените же этот дар, будьте послушным правде и станете великим писателем!'
Евангелие на каторге
Восхищение и слава бывают недолговечными. Новые произведения Достоевского уже не вызывают восхищения. Те же люди, которые видели в нем гения, теперь высмеивают его, считая его второразрядным литератором и чуть ли не графоманом. Для столь амбициозного человека это горькие моменты и годы. Но самое худшее впереди - в 1849 г. Достоевский за участие в нелегальных собраниях арестован и осужден на смерть. Царское помилование приходит за минуту до приведения приговора в исполнение. Смертная казнь заменена на четыре года каторги, инженер-лейтенант понижается в звании до рядового. Единственная книга, которую он может взять с собой - Евангелие. Многократно прочитанное, позже оно проникнет в его произведения.
Из продолжателя Гоголя Достоевский превратится в христианского писателя. Однако, нужно помнить, что 'христианство' означает в его случае православие. Достоевский был заядлым врагом католицизма. 'Христос, - заявлял он, живет лишь в Православной Церкви'. С еще большим презрением он относился к протестантам: называя ответвления протестантизма 'сектами католичества'. Но сегодня, читая его романы, мы видим, что Евангелие сильнее, чем мнения и раздоры в Церкви.
Достоевский и поляки
В годы каторги Достоевский встретил польских политических узников. Будучи русским националистом, он ненавидел поляков, которых считал предателями славянства, восточным форпостом враждебной латинской цивилизации. В его романах поляки - всегда подозрительные особы, хитрецы и мошенники. Однако, есть одно исключение - в 'Записках из мертвого дома', в которых Достоевский рассказывает о годах каторги, он пишет о поляках со всем уважением, восхищается их несгибаемостью, хотя при этом и упрекает их в аристократической безучастности и непонимании 'души русского народа'.
К счастью, мы можем узнать и мнение другой стороны - товарищ по каторге Шимон Токажевский (Szymon Tokarzewski) оставил свои воспоминания в книге 'Семь лет в России и в Сибири' (Siedem lat w Rosji i na Syberii). О Достоевском он пишет без симпатии, подчеркивает его резкий характер; его раздражают политические взгляды писателя: 'Это был человек надменный. Не понимаю, почему он оказался на каторге как революционер, когда он постоянно говорил о своем дворянстве. Я дворянин, мы дворяне - не сходило у него с языка'. Дворянство было комплексом великого писателя всю жизнь. Ведь им он был обязан не тому, что был родом из старинной семьи, а 'по чину' - его отец был военным врачом. Поэтому тот же Достоевский, который так ненавидел поляков, из-за звучания своей фамилии искал предков на землях бывшего Великого Княжества Литовского.
Смерть гонит смерть
После каторги автору 'Записок из мертвого дома' в жизни не везло. Первый брак со вдовой Марией Исаевой был неудачным. Ее покойного мужа-алкоголика Достоевский вывел в образе Мармеладова в 'Преступлении и наказании'. Сама она была темпераментной женщиной, страдавшей от чахотки. Она не любила Достоевского, а, узнав, что ее новый муж болен эпилепсией, просто возненавидела его. После ее смерти Достоевскому пришлось заботиться о своем пасынке, невероятном дармоеде. Мало того, умирает Михаил Достоевский, брат писателя и сам писатель. Братья вместе руководили журналом 'Время', хозяином которого был Михаил. Тогда Федор берет на себя все его долги и берет на содержание вдову брата и его детей.
Долгие годы он будет бороться с материальными проблемами, и лишь под конец жизни ему удастся выкарабкаться из долгов. Проигравшись, Достоевский пытается заработать творчеством, подписывая страшный для себя договор, по которому он, если не напишет в сжатые сроки новый роман, потеряет авторские права на все свои произведения. Срок приближается, а книги как не было, так и нет. Кто-то из знакомых писателя советует ему продиктовать роман стенографистке.
Стенографистка и гений
Аня Сниткина, девушка, которую порекомендовали Достоевскому в качестве стенографистки, так вспоминает свою первую встречу с писателем: 'Меня поразили его глаза: один был карим, а зрачок другого был расширен до такой степени, что не было видно радужной оболочки. Эта разница придавала взгляду Достоевского загадочность'. Разговор не клеился.
Достоевский сказал: 'Посмотрим, как будем работать, выйдет ли что-то вообще'. Аня сказала: 'Хорошо, попробуем. Однако, если вам будет работаться со мной плохо, скажите об этом прямо'. Работалось им великолепно. Вскоре роман 'Игрок' был доставлен издателю, авторские права спасены, а между писателем и стенографисткой зародилось чувство. Достоевский делает предложение Ане, и оно принимается.
За четырнадцать лет брака они пережили множество трагедий и трудностей: тяжелый характер и болезнь Федора Михайловича, долги, губительную зависимость писателя от азарта, смерть двух из четырех детей, но - главным образом, благодаря терпению и практическому чутью Ани - они все выдержали. Лишь в этом браке Достоевский расправил крылья как писатель - создаются его величайшие творения: 'Идиот', 'Бесы' и, наконец, 'Братья Карамазовы'. Все они были продиктованы жене, которая всегда была первым слушателем и читателем его произведений.
'Остави ныне'
В конце жизни Достоевский обращается к вере - старец Зосима из 'Братьев Карамазовых' существовал на самом деле: его прототипом был Амвросий, монах из Оптиной Пустыни. Трое братьев Карамазовых - это, собственно, сам Достоевский, бывший человеком полным противоречий. Порывистый гуляка Дмитрий, холодный интеллектуал Иван и благочестивый Алеша - каждым из них писатель бывал, это разные стороны его личности. Устоялся термин 'достоевщина', которым обозначается круг людей, близких к безумию, мучимых безумными и странными страстями. Сам Достоевский был таким, и ему попадались безумцы, фантасты и авантюристы. Этот странный человек пугает, шокирует, вызывает изумление и сочувствие. За свою жизнь он совершил множество грехов; ему приписывается, в том числе, изнасилование несовершеннолетней. Однако, в своем творчестве он всегда смотрел правде в глаза. Поэтому мы видим там не только ад, но и надежду.
После написания 'Братьев Карамазовых' у писателя было множество планов, но ему не было дано их реализовать. Однажды его любимое перо упало под шкаф. Пытаясь его достать, он поднимал тяжелую мебель, что вызвало серьезное кровотечение.
В поисках ответа на мучившие его вопросы, Федор Михайлович имел обыкновение открывать наугад Евангелие, привезенное с каторги. В день смерти оно открылось на фрагменте Евангелия от Матфея: 'Иоанн же возбраняше ему, глаголя: аз требую тобою креститися, и ты ли грядеши ко мне? Отвещав же Иисус рече к нему: остави ныне: тако бо подобает нам исполнити всяку правду' ['Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду']. - Слышишь: 'Оставь теперь!' А это значит, что я умру, - сказал Достоевский Ане и закрыл книгу.