Континентальный дрейф Европы и Америки, так можно обобщить итоги 42-й Международной конференции по вопросам политики безопасности в Мюнхене, закончился. В частности, американский сенатор от республиканцев Маккейн (McCain), - возможно, следующий президент США - заметил в своей речи, что в последнее время Германию, к сожалению, слишком мало можно было видеть на мировой арене. И все же это был единственный намек на раскол, который несколько лет назад привел Североатлантический альянс на грань краха. Прошло время, когда одна часть европейцев искала спасения, выступая против Америки, другая - за Америку, а континент оказался в самоизоляции.
Впрочем, позади и отдых от истории, который европейцы позволили себе, и который они с удовольствием бы продлили, правда, если бы это позволяла мировая история. Все же все слышнее становится стук копыт коня апокалиптического рыцаря, этот стук был слышен и в залах с кондиционированным воздухом 'Баварского двора' в центре Мюнхена.
Нет угрозы войны между крупными странами - это хорошая новость. Но новыми проблемами старой политики безопасности стали распад государств и малые войны, террор, эпидемии, изменение климата, голод, нехватка воды и энергии. Является ли все это также проблемами Североатлантического альянса? Не вызывает никаких вопросов, в Мюнхене и в столице альянса, то, что ни одно государство больше не в состоянии справляться с опасностями в одиночку, даже Америка. Не вызывает также вопросов то, что при этом необходим военный компонент, но он недостаточен.
Так постепенно появляются контуры новой трансатлантической геометрии управления и силы. Федеральный канцлер своей энергичной вступительной речью установила ориентиры и снова вывела Германию с заднего плана союза в его центр. Прежде всего, своим требованием разработать в течение трех лет новые стратегические ориентиры - нынешние были разработаны в условиях иного мира, а именно, в 1999 году. Ангела Меркель (Аngela Merkel) берет на вооружение традиции Конрада Аденауэра (Konrad Adenauer), Гельмута Шмидта (Helmut Schmidt) и Гельмута Коля (Helmut Kohl), а это значит: прежде всего - НАТО. Меркель заявила об этом открыто, не только желая отмежеваться от своего предшественника, который год назад без сожаления, и не предлагая выхода из затруднительного положения, уже констатировал смерть альянса, сказав, что Совет НАТО больше не является центральным местом для анализа и выработки стратегии. Госпожа канцлер противопоставила немецкую позицию также французской концепции европейской автономии, которую невозможно осуществить технически и нельзя позволить себе с финансовой точки зрения, но которая вновь бы привела Европу к изоляции.
Для будущего Североатлантического альянса тоже действует правило, что черт кроется в деталях. Кстати, союз, за исключением Франции, это понял. Серьезнее разногласия относительно России Владимира Путина: между жесткой позицией сенатора Маккейна и дружеской оценкой, данной немецким министром иностранных дел, есть серьезные противоречия, особенно, когда речь идет об энергоносителях, трубопроводах, Польше и государствах Балтии. Подчинение европейской оборонительной политики и политики в области безопасности НАТО было в прошлом в большей степени теоретическим, чем практическим делом, - поэтому возникающие при этом проблемы можно решать путем переговоров. Между тем благочестивым является желание, которое высказала и госпожа канцлер, не допустить дальнейшего технологического отставания от США. Поскольку, если это не останется на словах, то последствия распределения самых современных технологий и заказов, не говоря уже о деньгах, будут серьезными. Нынешнее, скорее, хорошо задуманное, чем эффективное Европейское агентство вооружений может стать эффективным только в том случае, если все в нем смогут рассчитывать друг на друга, в замыслах и в делах. Поиск, как выразилась госпожа Меркель, 'партнеров в области безопасности в других частях света' будет трудным с концептуальной точки зрения. Она называет Австралию, Новую Зеландию и Японию: это тоже глобализация. НАТО может кое-что сделать, разумеется, не все, чтобы внести вклад в формирование мирового порядка. Если до 1990 года главным был Центральный фронт, то в будущем стратегическим ориентиром станет Средний Восток: будь то распространение оружия массового уничтожения, как это имеет место в иранском кризисе, надежное обеспечение по сносным ценам энергоносителями или распад государств, терроризм, религиозный фанатизм или взрыв численности населения - или любая мыслимая комбинация из всех этих проблем.
Руководство в Вашингтоне, Париже и Лондоне испытывает усталость. Мир вышел из колеи. Госпожа Меркель дельный человек, но с этим связаны и определенные обязанности. Опасному миру необходимо противопоставить стратегическую солидарность Североатлантического союза.