В следующем месяце международные дипломатические дискуссии относительно ядерной программы Ирана переместятся из Вены в Нью-Йорк, поскольку на выходных МАГАТЭ проголосовало за информирование Совета безопасности ООН по данному вопросу. Однако вполне возможно, что ключ к разрешению этой дилеммы лежит в Москве.
Россия и Китая проголосовали за то, чтобы направить дело в Совет Безопасности, который должен рассмотреть его в следующем месяце. Ставки высоки и требуют от США значительной дипломатической ловковсти. . . в отношении правительства Владимира Путина. У Москвы прочные экономические и исторические связи с Тегераном, и ей следует играть ключевую роль в любом варианте урегулирования иранского ядерного кризиса.
Первым шагом должно стать простое признание того, что кризис есть. То, как Россия проголосовала на выходных, показывает, что она осознает, что ситуация приближается к критической. Россия слишком долго делала основной упор на праве Ирана производить ядерное топливо в мирных целях. Намерения Исламской республики создать ядерную бомбу очевидны, даже если ее слова и действия зачастую сбивают с толку. Прошлым летом президент Махмуд Ахмадинежад (Mahmoud Ahmadinejad) заявил, что ядерная программа Тегерана "абсолютно правильна для Ирана и каждого иранца". Это самое конкретное объявление иранской ядерной политики, несмотря на периодическое согласие страны сотрудничать с МАГАТЭ.
Много лет Россия помогала Ирану строить атомные электростанции и снабжать их топливом. Она даже предложила создать совместное предприятие для обогащения урана на своей территории с последующей отправкой в Иран. Это предложение все еще не отвергнуто окончательно, хотя и повисло в воздухе. Администрация Буша должна быть благодарна России за ее вклад в переговоры с Ираном и постараться не допустить, чтобы разногласия Вашингтона и Москвы по другим вопросам помешали их сотрудничеству по Ирану.
Это не означает, что нужно стать ярым защитником троглодитских взглядов Путина на демократию. (Хотя такие выражения, пожалуй, лучше оставить авторам передовиц.) С точки зрения Москвы, наибольшее беспокойство вызывает вмешательство США в дела "Ближнего зарубежья", то есть бывших советских республик. Но ведь Америка вполне может, к примеру, поощрять демократию на Украине, при этом не подталкивая ее к разрыву многочисленных экономических связей с Россией. Точно также Госдепартаменту, возможно, стоит быть более последовательным в выборе стран для поощрения "цветных" революций против репрессивных постсоветских режимов: делать это не только там, где у власти находятся дружественные Москве правительства (Узбекистан), но и в более репрессивных государствах, которые не так лояльны Путину (Туркменистан).
Вашингтон не должен идти на уступки Москве по этим вопросам, чтобы добиться ее участия в решении иранского вопроса. Но интересам США явно не повредит лишний раз напомнить, что дружественные отношения с Россией и странами у ее границ соответствуют национальным интересам всех государств. То же самое можно сказать и о мирном, жизнеспособном решении иранской ядерной проблемы.