Еще до событий 11 сентября Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld), проявив недюжинную проницательность, осознал, что вооруженные силы США необходимо преобразовать из громоздкого 'мастодонта', в которого они превратились за годы Холодной войны, в гибкий механизм, способный наносить внезапные и эффективные удары по террористическим группировкам с применением самых современных технологий. Однако последний из распространяемых раз в четыре года докладов Пентагона о состоянии и перспективах национальной обороны ('Quadrennial Defense Review'), обнародованный в конце прошлой недели, 'революционных' мер уже не предусматривает.
Там предлагается поддерживать на прежнем уровне количество всех тех систем вооружений - например, эсминцев, подлодок, истребителей-бомбардировщиков - которые считались основой военной машины государства во времена Холодной войны, но не предусмотрено никаких мер для решения проблемы с нехваткой личного состава, возникших у США в последние годы - при 'замирении' Ирака и Афганистана.
Отчасти проблема г-на Рамсфелда связана с тем, что этот доклад, готовившийся уже в ходе 'войны против террора', должен содержать и стратегические разработки по борьбе с предполагаемыми угрозами безопасности США на двадцатилетнюю перспективу. А в этой связи Пентагон весьма беспокоит Китай. Он не только обладает 'наибольшим потенциалом с точки зрения соперничества' с США в военной сфере: нынешние меры Пекина по развитию вооруженных сил, как утверждается в докладе, уже 'подвергает опасности сложившийся баланс сил в регионе'.
Именно с этим, судя по всему, и связано нежелание Пентагона отказываться от масштабных программ в области традиционных вооружений. Однако при этом он предлагает за ближайшие пять лет сократить численность вооруженных сил на 30000 человек. Учитывая, насколько напряженная ситуация с кадрами сложилась сегодня в вооруженных силах США, подобная расстановка приоритетов на ближайшую перспективу представляется неверной. Кроме того, постоянный рост оборонных расходов в Соединенных Штатах, похоже, будет продолжаться. Вчера администрация попросила Конгресс санкционировать семипроцентное увеличение военного бюджета на 2006-2007 финансовый год, доведя его до 439 миллиардов долларов - и это помимо дополнительного 'счета' в 120 миллионов долларов на ведение войны в Ираке и Афганистане, который он вскоре направит на Капитолийский холм.
Кое-какие уроки операций в Ираке и Афганистане все же усвоены - по крайней мере ясно, какие именно войска там нужны. В проекте нового бюджета администрация предлагает на 15% увеличить численность войск спецназначения. В докладе же справедливо указывается на необходимость 'выработки понимания цивилизационных особенностей стран Ближнего Востока и Азии и сбора информации об этих странах на том же уровне, которого мы добились в годы Холодной войны в отношении бывшего СССР'.
Немалое внимание уделяется и развитию передовых систем вооружений - беспилотных летательных аппаратов для ВВС и небольших 'прибрежных' кораблей для ВМС, способных действовать на разных глубинах вблизи побережья. Впрочем, включение в проект бюджета программ по продолжению строительства эсминцев и подлодок показывает, что помешательство Пентагона на 'океанском' флоте никуда не делось.
В докладе отмечается, что опыт военных операций последних лет говорит о необходимости для США 'действовать совместно с другими [странами - прим. перев.] и через других'. Впрочем, этот урок, похоже, усвоен скорее в теории, чем на практике. На 92 страницах доклада можно найти лишь считанные упоминания о союзниках - в рамках НАТО и за его пределами - помимо сделанного мимоходом комплимента в адрес Британии и Австралии. Однако, чтобы справиться с проблемами в области безопасности, Вашингтону понадобится помощь не только со стороны этой 'парочки'.