Визит Владимира Путина в Испанию - новость хорошая. Он способствует улучшению двусторонних отношений и одновременно придает несколько большую значимость планам президента Родригеса Сапатеро (Rodriguez Zapatero), обычно отличающимся, к сожалению, своей камерностью. И дело не в том, что занимающие нашего президента вопросы национально характера не интересны и не опасны, а в том, что происходящие на международной арене события предупреждают нас: вне наших границ также существуют проблемы, требующие от Испании проведения внешней политики, на высоте сложившейся ситуации.
При всем при этом необходимо отметить значительные различия между нынешним и предыдущим визитом Путина. С июня 2000 года по настоящий момент прошел период, соответствующий времени пребывания Путина на посту президента. Россия вернула себе внутреннюю стабильность и, благодаря экспорту нефти и газа, страна переживает период определенного процветания. Тем не менее, очевидно, что в России произошло и ухудшение в области демократии. И не только по причине популистского авторитаризма, с которым Путин проводит свою политику, но и потому, что некоторые моменты в его правлении заставляют усомниться в их законности. Действительно, задержание Михаила Ходорковского, обвинения в коррупции, затрагивающие многочисленных журналистов и средства массовой информации, свитый вокруг Кремля клубок экономических интересов и более чем сомнительные репрессивные меры, применяемые в борьбе с чеченским терроризмом, составляют наряду с прочими примерами, картину России, предстающей страной, которая на данный момент далека от того, чтобы называться устоявшимся открытым обществом.
С другой стороны, политика газовой дипломатии, проводимая на периферии бывшего СССР, выявляет стремление России распространить свое геополитическое влияние на Грузию и Украину, для чего Путин, не раздумывая, использовал экономическое давление, которое можно считать неприемлемым, учитывая, что он сумел опасно дестабилизировать сложную внутреннюю ситуацию своих соседей. И, наконец, прохладная позиция России в вопросе урегулирования иранского ядерного вопроса и отношения, поддерживаемые все последние годы с режимом мулл, требуют от Путина недвусмысленного компромисса с международным сообществом. В противном случае, представительность режима Путина будет вызывать еще большую обеспокоенность.