Гнев, вызванный публикацией карикатур на пророка Мухаммеда, еще не утих. Вполне возможно, что впереди новые неприятные инциденты. Однако всем, кто заинтересован в предотвращении "столкновения цивилизаций", которое пытаются спровоцировать христианские и мусульманские экстремисты, следует помнить о двух аспектах конфликта, которые сейчас выходят на первый план.
Во-первых, ближневосточные режимы манипулируют ситуацией по причинам, которые имеют мало общего с защитой Посланника ислама. Во-вторых, хотя многие мусульмане мира были действительно оскорблены обидными намеками и расовыми стереотипами комиксов, реакция большинства из них была сдержанной. Другими словами, здесь есть причины как для радости, так и для беспокойства.
Манипуляция религией - традиционное занятие многих арабских правителей, будь то в светских или исламских государствах. Насколько бы влиятельными они ни были, они традиционно идут на уступки реакционному духовенству, чтобы узаконить свою автократию.
Конфликт, возникший четыре месяца назад, казалось, уже начал утихать, но в середине ноября Египет решил встать во главе дипломатической кампании негодования. Тогда это выглядело как фиговый листок, с помощью которого власти пытались прикрыть свои попытки предотвратить победу на выборах "Братьев-мусульман", которые пользовались невероятным успехом в опросах.
На прошлой неделе Сирия и Иран воспользовались ситуацией, чтобы намекнуть о своих политических планах. Сирийский режим, который в 1982 г. разрушил город Хама над головами "Братьев", позволил толпе сжечь датское и норвежское посольства в Дамаске и мобилизовал своих приспешников в Ливане, чтобы атаковать датское консульство в Бейруте. Судя по всему, правительство Башара аль-Ассада (Bashar al-Assad), хочет, чтобы мир знал, что, несмотря на изоляцию, ему есть чем ответить. Иран, вступивший в карикатурный скандал поздно, пытается добиться прогресса в борьбе за свои ядерные амбиции.
В отличие от них, подлинно благородные лидеры, например, аятолла Али аль-Систани (Ali al-Sistani) в Ираке, осудили не только карикатуры, но и мусульманских экстремистов, которые создают исламу "плохую репутацию". Даже газета Муктады ас-Садра (Muqtada al-Sadr), который сам придерживается довольно экстремистских взглядов, предупредила, что нападения на иракских христиан будут расценены как атака на шиитов.
Более того, относительно небольшое число протестующих позволяет предположить, что тоталитарный джихад еще не проник в основное направление ислама. Более того, многие мусульманские лидеры настороженно относятся к попыткам исламских радикалов захватить и дискредитировать их религию.
Не стоит обманываться. Запад и его политика вызвали серьезное отчуждение мусульман по всему миру. Однако нынешний, частично надуманный, конфликт показал, что большинство из них не слушают фанатиков. Они по-прежнему готовы к диалогу. В глубинах "потемкинской деревни" этого кризиса скрываются неиспользованные возможности.