Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ненужная спешка

Плохой опыт лучше всяких предостережений

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Плохой опыт лучше всяких предостережений. Для главного экономиста Международного энергетического агентства в Париже Фатиха Бирола эта турецкая пословица наглядно объясняет причину поворота в общественном сознании, вызванного спором вокруг транзита газа между Россией и Украиной в начале этого года

Плохой опыт лучше всяких предостережений. Для главного экономиста Международного энергетического агентства (IEA) в Париже Фатиха Бирола (Fatih Birol) эта турецкая пословица наглядно объясняет причину поворота в общественном сознании, вызванного спором вокруг транзита газа между Россией и Украиной в начале этого года.

Но не это было причиной того, что IEA уже не один год напоминает о необходимости стратегии безопасности в вопросах снабжения газом. Нынешний дисбаланс делает лишь наглядной сомнительную ситуацию, в которой находится Европа: Великобритания превращается из экспортера в импортера газа. А на поставки из Ирана можно рассчитывать только после нормализации там политической обстановки. Помимо этого инфраструктура европейской доли в мировой торговле сжиженным газом, набирающей большие обороты, развивается медленно, и она дорога. Быстро растущая в производстве энергии в результате планов отказа Германии от атомной энергии доля природного газа с небольшим содержанием СО2 предполагает увеличение импорта из России.

По мнению IEA, форсированная диверсификация европейского импорта газа неизбежна, если стоит задача не допустить слишком большой зависимости от России. А до тех пор, пока Москва не подпишет Европейскую энергетическую хартию, не будет необходимой политической поддержки активного финансового присутствия в газовой и энергетической отрасли России.

В связи с сильным ростом потребления энергоносителей и необходимостью, - учитывая ограниченность приемлемых по ценам энергетических ресурсов в Европе, - импортировать газ из политически нестабильных регионов, не является неожиданностью то, что и IEA, и Еврокомиссия отдают теперь надежному снабжению энергоносителями большой приоритет. При этом основные цели в энергетической политике - конкурентоспособность, надежность снабжения, приемлемость для окружающей среды - находятся в латентном противоречии, когда вновь и вновь приходится добиваться баланса конфликтного потенциала.

Давая политическую оценку, нужно понимать, что действия страны в одиночку ведут к перекосам в экономике и в энергетике. Концепция энергетической стратегии может быть разработана только на международном уровне, она должна иметь глобальный и долгосрочный характер. При этом необходимо уделить больше внимания вопросам конкуренции и надежности снабжения в противовес чересчур односторонней в последние годы заботе о защите климата.

Только при условии, если Германия будет действовать в вопросах торговли сертификатами на эмиссию СО2 и снижения существенных для климата выбросов сопутствующих газов глобально, она как промышленная и энергетически развитая страна не окажется в невыгодном положении. Исходя из особой чувствительности в политическом плане вопроса преждевременного отказа от ядерной энергии, свободной от СО2, надо выяснить, а будут ли в первом десятилетии вообще в распоряжении конкурентоспособные и надежные альтернативные источники энергии.

Министр экономики Михаэль Глос (Michael Glos) прав, когда выбирает в качестве исходного пункта при рассмотрении проблемы старый, но все еще действующий принцип: энергетическая политика это вопрос экономической политики. Это означает не что иное, как необходимость согласования на энергетическом саммите, объявленном федеральным канцлером Ангелой Меркель (Angela Merkel), ориентиров приемлемой энергетической концепции.

В связи с наличием, как и прежде, существенных разногласий в черно-красном правительственном лагере относительно желаемой энергетической диверсификации было бы необходимо, чтобы у Глоса как министра, отвечающего за политику в области энергетики, было бы достаточно времени для подготовки к саммиту. Пока энергетический саммит планируется на апрель. Затем осенью должны быть представлены конкретные направления новой энергетической программы. Поскольку с этим первым энергетическим саммитом уже связывают большие надежды, можно было бы порекомендовать продлить время подготовки, и начать конференцию летом 2006 года.

Перед саммитом было бы необходимо, на всякий случай, уточнить ориентиры национального плана распределения сертификатов на эмиссию СО2 на период 2008-2012 годов. Благодаря этому будут понятными объемы будущих выбросов СО2 немецкими производителями энергии. В результате может удастся зафиксировать эмпирические данные влияния первого этапа закрытия атомных электростанций и увидеть риски, связанные с дополнительными расходами на альтернативные источники энергии. Помимо этого в первой половине года можно было бы более глубоко обсудить с Россией вопрос взаимного открытия энергетических рынков. С той целью, чтобы была не одностороння, а взаимная зависимость.